Научение
(англ. Learning) приобретение знаний, умений и Навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преимущественно в психологии поведения (См. Поведение) и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К Н. Относятся такие явления, как привыкание, Запечатление, образование простейших условных рефлексов (См. Условные рефлексы), сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное Н. У человека. Н. Наряду с инстинктивным поведением (См. Инстинктивное поведение) — одно из основных понятий этологии (См. Этология), характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения.
Различают две основные формы Н. Обязательное, свойственное всем особям данного вида, — главным образом запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отдельных особей в соответствии с конкретными условиями их жизни, — главным образом навык, отчасти Подражание и др. Изучению процессов Н. Посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть которых проведена в США в рамках Бихевиоризма и выполнена на животных. Главное внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы Н. Различных факторов. Числа и распределения повторений, подкрепления («закон эффекта») и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более сложными являются вопросы о переносе результатов Н.
В условия, отличные от исходных, о «скрытом» (латентном) Н., о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, которые выступают в качестве так называемых внутренних переменных поведения, т. Е. Его психологических звеньев. Исследования Н., понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся главным образом к простейшим, «пассивным» формам приобретения тех или иных навыков, в том числе сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы Н., специфические для человека. Исторический опыт человечества передаётся отдельным людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, которая возлагается, в частности, на школы и др.
Педагогические учреждения. Лит. Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, М., 1973. Thorndike Е. L., The psychology of learning, N. Y., 1921. Hilgard Е. R., Marquis D. G., Conditioning and learning, N. Y. — L., 1940. Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y., 1957. Thorpe W. Н., Learning and instinct in animals, L., 1963. А. Н. Леонтьев.
Дополнительный поиск Научение
На нашем сайте Вы найдете значение "Научение" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 8 символа