Начальная школа

84

IНача́льная шко́ла общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе). В современных системах народного образования (См. Народное образование) большинства стран Н. Ш. (начальные классы) является первой ступенью обязательного всеобщего обучения (См. Всеобщее обучение). Возраст детей, поступающих в Н. Ш., и сроки обучения в ней в разных странах неодинаковы. В Великобритании, например, обучение детей начинается с 5 лет в так называемых школах для малышей, из которых после двухлетнего обучения дети переходят в Н. Ш. — классы (4 года). Во Франции обучение начинается с 6-летнего возраста и осуществляется в Н.

Ш. По единой программе в течение 5 лет. В элементарные школы США принимаются дети с 6 лет, они проходят 6- или 8-летний (в школах небольших населённых пунктов) курс обучения. В большинстве стран Латинской Америки курс Н. Ш., как правило, 6-летний, в отдельных странах (Колумбии, Перу, Доминиканской Республике, Бразилии) — 5-летний, в Н. Ш. (классы) принимаются дети с 6 лет. В Италии обязательными для детей 6-летнего возраста являются 3-летние школы (первый цикл Н. Ш.), полный курс обучения осуществляется в течение 4—5 лет. В Н. Ш. (классах) социалистических стран обучение детей начинается с 6 (например, Венгрия, Чехословакия, ГДР) или с 7 лет (СССР, Польша, Румыния, Болгария). Курс начального обучения в большинстве социалистических стран — 3—4 года.

Первые Н. Ш. На территории, ныне входящей в состав СССР, возникли в 4 в. В Грузии и Армении, в России — в 9—11 вв. Школы для обучения детей грамоте, чтению церковных книг и песнопению создавались при церквах и монастырях. Большую роль в распространении грамотности (особенно в 14—16 вв.) играли мастера грамоты, которые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому. В 1701 в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. Начальные классы школы представляли собой две последовательные ступени. «русская школа» (чтение и письмо) и «цифирная школа» (счёт и начала арифметики и геометрии). С 1714 стали учреждаться Цифирные школы для детей всех сословий, кроме крестьян. В этих школах дети получали начальные математические знания, обучались чтению, письму.

К середине 18 в. Цифирные школы пришли в упадок, некоторые из них были объединены с гарнизонными школами (См. Гарнизонные школы), где обучались дети солдат. Представители прогрессивной части общества (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев и др.) выступали за необходимость начального образования для детей крестьян. В 1782 была организована «Комиссия об учреждении училищ», разработавшая под руководством Ф. И. Янковича де Мириево «Устав народных училищ» (1786). Согласно уставу, в губернских городах открывались Главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных — Малые народные училища (2 года). Вводилась Классно-урочная система обучения, впервые примененная в братских школах (См. Братские школы) Западной Украины и Белоруссии в 16 в.

Появились новые учебники, наглядные пособия. Устав, принятый в 1804, предусматривал создание единой бессословной системы общеобразовательных школ. В основе системы были Приходские училища, учреждаемые в городах и значительно реже в сёлах, а также уездные училища (См. Уездное училище). Устав 1828 сохранил эти типы учебных заведений, но они уже не представляли единой системы, приобрели сословный характер (приходские училища предназначались для низших сословий, уездные — для средних). Устав направлял всю деятельность школы на укрепление основ «православия, самодержавия и народности». Прогрессивная общественность выражала недовольство системой образования народа и требовала её реформы. Правительство в начале 60-х гг.

19 в. Вынуждено было приступить к разработке проекта реформы школы (как составной части буржуазных реформ 60—70-х гг.). В 1864 было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Перед Н. Ш., как и прежде, ставилась задача утверждать в народе религиозные понятия и распространять первоначальные знания. Вводился единый учебный план, который включал закон божий, чтение церковных и гражданских книг, счёт (4 арифметических действия), церковное пение. Обучение в школах допускалось только на русском языке Н. Ш. Объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы самоуправлениям, обществам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все Н. Ш. По новому Положению переходили в ведение министерства народного просвещения, за исключением церковноприходских школ (См.

Церковно-приходские школы), которые оставались в ведении Святейшего синода. Для руководства Н. Ш. На местах учреждались уездные и губернские училищные советы. Н. Ш. Составляла особую систему образования народных масс, не связанную со средней школой. Большой вклад в дело развития начального обучения внесло общественно-педагогическое движение 60-х гг. Значительно выросло число приходских училищ и так называемых воскресных школ (См. Воскресные школы). К этому времени относится выход в свет книг К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир», сыгравших огромную роль в становлении рус. Н. Ш. Развитие Н. Ш. В 60—70-х гг. Тесно связано с деятельностью земств (См. Земство). За 1865—74 в 34 губерниях, где были учреждены земства, сеть Н. Ш. Значительно увеличилась.

Земские школы считались лучшими по постановке учебно-воспитательной работы. В них не только обучали чтению, письму и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами для чтения, написанными К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Прогрессивными педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Однако эта деятельность земств вызвала недовольство в правительственных кругах. В 1874 было утверждено новое «Положение о начальных народных училищах», которое действовало до 1917. Земствам не разрешалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школ, их деятельность в области народного образования ограничивалась решением хозяйственных вопросов.

С 80-х гг. Правительство и церковь стали усиленно насаждать церковно-приходские школы как наиболее благонадёжные. После победы Октябрьской революции 1917 управление школами было передано Народному комиссариату просвещения, а на местах — отделам народного образования Советов рабочих и крестьянских депутатов. В 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все расходы на содержание школ государство взяло на себя. В начале 30-х гг. Введено всеобщее обязательное начальное обучение. Первоначально Н. Ш. Имела 5-летний срок обучения, установленный «Положением о единой трудовой школе» (1918). В связи с созданием в системе народного образования 7-летней школы (1923) срок обучения в Н.

Ш. Сократился до 4 лет. С конца 60-х гг. (после большой экспериментальной проверки) — до 3 лет. Н. Ш. В СССР и соответствующие классы 8-летних и средних школ — органическую часть единой общеобразовательной трудовой политехнической школы. Преемственность всех ступеней школы обеспечивается полной согласованностью учебных планов и программ и единством принципов организации учебно-воспитательной работы на основе общих задач коммунистического воспитания (См. Коммунистическое воспитание) подрастающего поколения. Н. Ш. Создаются в основном в небольших населённых пунктах, где нет 8-летних или средних школ. Радиус обслуживаемого Н. Ш. Района не превышает 3 км. В 1-й класс принимаются дети, которым к началу учебного года исполнилось 7 лет.

Проводится эксперимент по организации обучения с 6-летнего возраста. В ряде союзных и автономных республик создаются приготовительные классы для детей 6 лет (особенно не владеющих русской речью), чтобы подготовить их к обучению в Н. Ш. С параллельным изучением родного и русского языков. В Н. Ш. И начальных классах 8-летних и средних школ преподавание всех предметов ведёт один учитель. Обязательные занятия в неделю — 24 учебных часа, в национальных школах (с обучением на родном языке и добровольным изучением русского или др. Национального языка) допускается увеличение учебной нагрузки на 2—3 часа. Домашние задания рассчитаны на выполнение их в пределах. В 1-м классе — до 1 часа, во 2-м — до 1,5 часа, в 3-м — до 2 часов.

Учебным планом предусмотрены изучение русского (родного — в национальных школах) языка, математики, природоведения, занятия по труду, изобразительному искусству, музыке, физической культуре. Программа по русскому (родному) языку включает первоначальные сведения по грамматике и правописанию, формирование связной устной и письменной речи, навыков сознательного, выразительного чтения с постепенным увеличением беглости его (до 80—90 слов в минуту к концу 3-го года обучения). Классное чтение дополняется внеклассным (проводятся специальные уроки). На уроках чтения, грамматики большое внимание уделяется логическим упражнениям, развитию самостоятельных суждений у учащегося. Программа по математике включает нумерацию и арифметические действия с первого десятка до многозначных чисел в пределах класса миллионов, понятие о дроби, метрическую систему мер длины и веса, время и его измерение.

Геометрический материал (геометрические фигуры на плоскости) изучается в тесной связи с арифметическими действиями. Особое внимание уделяется развитию математического мышления. Программа по природоведению предусматривает знакомство с явлениями природы, с.-х. Трудом, элементарные сведения по анатомии и физиологии человека, охране его здоровья, по охране природы. Изучение теоретического материала сочетается с опытами, практическими работами, экскурсиями. На уроках труда проводится работа с разными материалами, изготовляются предметы быта, игрушки и др., постепенно усложняются задания по техническому моделированию. Занятия изобразительным искусством включают рисование с натуры, по представлению, на заданные темы, декоративное рисование, ознакомление с отдельными произведениями изобразительного искусства и др.

Уроки пения и слушания музыки (с использованием звукозаписи) способствуют формированию у детей вокально-хоровых навыков, художественного вкуса, развитию музыкальных способностей. Занятия физической культурой (гимнастические упражнения, игры, лыжная подготовка и др.) являются важным средством укрепления здоровья детей. Обучение и воспитание в Н. Ш. Организуются с учётом психических особенностей детей, их интересов и запросов. Лит. Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. Под ред. Б. Г. Ананьева и А. И. Сорокиной, М., 1960. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М., 1962.

Занков Л. В., О начальном обучении, М., 1963. Основные вопросы начального обучения. Сб. Под ред. А. С. Пчелко, М., 1963. Программы восьмилетней школы. Начальные классы (I—III), М., 1972. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — пер. Пол. XIX в., М., 1973. П. В. Зимин. IIНача́льная шко́ла («Нача́льная шко́ла»,) ежемесячный журнал, орган министерства просвещения РСФСР. Издаётся в Москве с 1933. Рассчитан на учителей 1—3-х классов общеобразовательной школы. В журнале публикуются материалы о постановке преподавания в начальных классах и воспитательной работе с детьми (в том числе в малокомплектных начальных школах), об использовании в учебном процессе наглядных пособий и технических средств обучения, пропагандируется передовой педагогический опыт.

«Н. Ш.» печатает материалы в помощь самообразованию учителей, проводит дискуссии по актуальным педагогическим проблемам, освещает опыт работы начальной школы за рубежом. Имеется раздел «Критика и библиография». В журнале выступают известные учёные, методисты, учителя, руководители школ, работники народного образования. Тираж (1974) свыше 600 тыс. Экз.

Значения в других словарях
Начала Евклида

(«Нача́ла» Евкли́да) научное произведение, написанное Евклидом в 3 в. До н. Э., содержащее основы античной математики. Элементарной геометрии, теории чисел, алгебры, общей теории отношений и метода определения площадей и объёмов, включавшего элементы теории пределов. Евклид подвёл в этом сочинении итог трехсотлетнему развитию греческой математики и создал прочный фундамент для дальнейших математических исследований. «Н.» Е. Не являются, однако, энциклопедией математических знаний своей эпохи. Та..

Начало

(«Нача́ло»,) революционная газета. Издавалась нелегально в Петербурге в марте — мае 1878. Вышло 4 номера. Тираж 500 экз. Издатели А. А. Астафьев, Л. К. И Н. К. Бух, А. И. Венцковский, И. А. Головин, В. В. Луцкий — народники-бакунисты, не принадлежавшие к какой-либо организации. Фактический редактор Л. К. Бух. В редакции участвовал Н. Е. Каронин-Петропавловский. В числе авторов. П. В. Засодимский, Е. С. Федоров и др. Объявив себя внефракционным органом русских социалистов, газета «Н.» ставила цел..

Начальное условие

при математическом анализе процесса, состояние этого процесса в какой-либо момент времени, принятый за начальный. Если процесс описывается дифференциальным уравнением, то задача об отыскании решений по Н. У. Называется Коши задачей (См. Коши задача). Для уравнения Н. У. Состоит в задании при значении t = t0 Если n = 2 и y = y (t) — закон движения материальной точки, то в Н. У. Задаётся положение точки и её скорость в момент t = t0. Н. У. Для дифференциального уравнения с частными производными..

Начертательная геометрия

раздел геометрии, в котором пространственные фигуры изучаются при помощи построения их изображений на плоскости, в частности построения проекционных изображений, а также методы решения и исследования пространственных задач на плоскости. Потребность в изображениях пространственных предметов на плоскости возникла в связи с решением различных практических вопросов (например, строительство зданий и других инженерных сооружений, развитие живописи и архитектуры, техники и т.п.). Особенно большое знач..

Начальная Школа

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - в Российской Федерации тип общеобразовательной школы для детей с 7(6)-летнего возраста в составе 1-3(4)-го класса. Начальные школы открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих 8(9)-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4-8(5-9)-м классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.. ..

Начальная Школа

В Российской Федерации тип общеобразовательной школы для детей с 7(6)-летнего возраста в составе 1-3(4)-го класса. Начальные школы открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих 8(9)-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4-8(5-9)-м классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.. ..

Начальная Школа

- тип общеобразовательной школы для детей в составе 1 —3 классов. Открываются в мелких населенных пунктах, не имеющих о-летних и средних общеобразовательных школ. Окончившие продолжают обязательное обучение в 4—о или 5—9 классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.. ..

Дополнительный поиск Начальная школа Начальная школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Начальная школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Начальная школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 15 символа