Неоклассицизм

90

неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 — 20 вв., которым присуще обращение к традициям искусства античности (См. Античность), искусства эпохи Возрождения (См. Возрождение) или Классицизма (в музыке — также и эпохи Барокко). Термин «Н.» широко употребляется также (в основном в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины 18 — 1-й трети 19 вв., в отличие от классицизма 17 — 1-й половины 18 вв. Возникновение Н. (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить тревожной и противоречивой реальности некие «вечные» эстетические ценности, а идейному и формальному строю художественных течений, захваченных поисками непосредственного соответствия современности, идеальность образов, их вневременность, «очищенность» от всего конкретно-исторического, строгость и величавость форм.

При этом Н. Обнаруживает немало общих отправных точек с неоромантизмом, хотя порой и оказывается его антитезой. Развитие и творческое осмысление классических традиций как бы выявляет историческую преемственность этапов художественного процесса. В то же время механическое применение классических формальных приёмов, тенденциозная, нарочитая интерполяция классических мотивов (в искусстве 20 в. Нередко официально инспирированные) приводят к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных произведений. В архитектуре выделяются три периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма. Первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.

Второй, захвативший в основном 30-е гг. Третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм выдвигались в противовес формальному произволу и избытку декора в архитектуре эклектики и «Модерна». В ряде стран Н. Этого времени использовал конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определённые рационалистические тенденции (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. Н. Получил более ретроспективную окраску, преобладающим здесь было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.). В те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского «модерна» (Ф.

О. Шехтель, Ф. И. Лидваль и др.). В США и Великобритании Н. 10—20-х гг. Развивался преимущественно в официальной архитектуре, отличаясь парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914—22, архитектор Г. Бэкон. См. Илл.). В 30-е гг. Средства Н. Широко использовались в архитектуре Италии и Германии для создания преувеличенно монументальных, подавляющих человека сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии (Университетский городок в Риме, 1930—35, архитектор М. Пьячентини. Дом искусства в Мюнхене, 1933—37, архитектор П. Л. Трост. Имперская канцелярия в Берлине, 1938, архитектор А. Шпеер, разрушена в 1945). В этих постройках Н. Был приведён к подчинённым строгой симметрии, застывшим, огрубленным формам.

С конца 50-х гг. Н. Развивался преимущественно в архитектуре США (так называемый Н. 60-х гг.), чему способствовало строительство по официальной программе (предусматривавшей определённый стилистический характер сооружений) около 50 зданий дипломатических служб США в разных странах. Для этого направления характерны сочетание некоторых композиционных приёмов классицизма с формами, диктуемыми современными конструкциями, имитация дорогих материалов, нередко — введение в постройки за пределами США элементов, внешне ассоциирующихся с местной архитектурной традицией (посольства США. В Дели, 1958, архитектор Э. Стоун, Лондоне, 1960. Архитектор Э. Сааринен, Афинах, 1957—61, архитектор В. Гропиус, и др.). Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е гг., архитекторы Ф.

Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади. Принципы Н. Нашли также известное отражение в советской архитектуре 2-й половины 30-х — начала 50-х гг. В изобразительном искусстве термин «Н.» охватывает гораздо более широкий круг явлений, чем в архитектуре, и применяется по отношению к более разнородным художественным течениям. Здесь особенно остро выразилось желание противопоставить внутреннюю гармонию классических образов трагической дисгармонии современной жизни, идейному и стилистическому брожению в искусстве. Некоторые предвосхищающие Н. Моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (См. Прерафаэлиты) (с середины 19 в.). Однако впервые о Н.

Как об относительно целостном явлении можно говорить применительно к так называемому неоидеализму, окончательно сложившемуся к концу 1870-х гг. В Германии. Полемизируя как с академической эклектикой и натурализмом, так и с реализмом, следуя «вечным» идеалам красоты, «неоидеалисты» (живописцы А. Фейербах и Х. Фон Маре, скульптор А. Хильдебранд и др.) стремились возродить (хотя это нередко осуществлялось в отвлеченно-рассудочной форме) монументальность и пластичная чёткость классического искусства. В области эстетики это стремление обосновывалось в сочинениях К. Фидлера, считавшего задачей искусства преодоление «хаоса» действительности, формотворчество как выражение особой «формы видения» художника. Большое распространение Н.

Получил в конце 19 — начале 20 вв., явившись одной из разновидностей реакции на Импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемических тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (причём не столько периода классики (См. Классика), сколько архаики (См. Архаика)), реже — искусства Возрождения (опять-таки не столько Высокого, сколько Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой «модерна». Термин «Н.» в разной мере применим к творчеству или к отдельным сторонам творчества таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, К.

Нильсен в Дании, И. Мештрович в Югославии, Ф. Мессина в Италии, С. Т. Коненков, А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, К. С. Петров-Водкин в России. Причастность к Н. Обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х гг., возникшие как реакция соответственно на Экспрессионизм, Футуризм, Кубизм. «Новая вещественность» в Германии (А. Канольдт и др.), оказавшая в 30-е гг. Влияние на Регионализм в США (Г. Вуд и др.). Претерпевшая в 20-е гг. Эволюцию «Метафизическая живопись» в Италии (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.). «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью и в большей мере повлиявший на характер Н.

Др. Европейских школ. Так же, как и в области архитектуры, арсенал художественных средств Н. Использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных, безжизненно-холодных либо напыщенно-патетических образов, воплощающих культ государственной мощи и «героя-сверхчеловека» (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. В Италии, скульптор А. Брекер и др. В Германии). Применительно к литературе термином «Н.» в советской науке строго обозначают сравнительно узкие течения (начала 1890-х — середины 1900-х гг.), эстетически аналогичные Н. В изобразительном искусстве рубежа 19 и 20 вв. (во Франции — так называемая романская школа во главе с Ш. Морисом и Ж. Мореасом, в Германии — творчество П. Эрнста, В. Шольца, С.

Люблинского). Различных по социально-политическим устремлениям писателей-неоклассиков объединяют родственные принципы эстетики и поэтики. Отрицательная реакция как на натурализм (его демократического героя, заземлённого, детерминированного средой и натурой), так и на французский символизм и немецкий неоромантизм (их пессимизм, надломленность, субъективизм, эмоциональную растерзанность, фантастичность, формальные изыски). Ориентация на античную трагедию и классицизм (их утверждение надличной, объективной, абсолютной нравственной ценности, героический стоицизм персонажей, ясность и «благородство» стиля, строгость и «необходимость» в построении сюжета). Опора на «незыблемые» традиции классической европейской культуры в противовес декадансу и прозаичной реальности.

И одновременно — разрыв с традициями критического реализма. Своеобразной разновидностью Н. В 30-е гг. Явилось также течение «новый гуманизм» в литературе США. В широком смысле Н. Называют идейно-стилистический принцип (неоднократно возникавший в 19—20 вв. После эпохи классицизма), основанный на использовании античных образов и мотивов, сюжетов и конфликтов. Обычно ему присуща традиционная пластическая законченность и ясность поэтического языка. В различных странах и в разные эпохи Н. Обретал разнообразный идейно-художественный смысл (ср. Анакреонтическая поэзия К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина, антологические стихи А. Н. Майкова и Н. Ф. Щербины, символистские стихи, драмы, историко-культурологические эссе В. И. Иванова и «античные» драмы И.

Ф. Анненского или романтический эллинизм А. Шенье, творчество ряда поэтов «Парнаса», экзистенциалистская драма Ж. П. Сартра и Ж. Ануя). Н. В музыке, возникновение которого было обусловлено теми же предпосылками, что и в др. Искусствах, не представляет целостного направления. Можно говорить лишь об отдельных его проявлениях у тех или иных композиторов. Непосредственно подошёл к Н. В своих последних произведениях М. Регер. Возглавил направление Н. В немецкой музыке П. Хиндемит. Определённую дань этому течению отдал в 1920-е гг. И. Ф. Стравинский (опера-оратория «Царь Эдип», 1927. Балеты — «Пульчинелла» на темы Перголези, 1919, «Аполлон Мусагет» на темы Люлли, 1927, «Поцелуй феи» на темы Чайковского, 1928. «Симфония псалмов», 1930. Октет, 1923.

И др.). Неоклассические тенденции ясно проступают также в отдельных относящихся к 20-м гг. Сочинениях представителей французской «шестёрки» (Д. Мино, А. Онеггер, Ф. Пуленк и др.), О. Респиги и некоторых др. Композиторов. Произведения неоклассического характера очень близки к стилизации. В то же время подражание старинной музыке сочетается в них с модернизацией музыкального языка, применением, наряду с архаическими, современных средств музыкальной выразительности. В целом неоклассические тенденции противоречивы в своей сущности. С одной стороны, в неоклассических произведениях возрождаются ясность, организованность, логика старых музыкальных стилей. С другой — Н. Зачастую ведёт к холодному, формальному подражательству, к искусственному возрождению устаревших приёмов.

Лит. Колпинский Ю., Фашизм и монументальное искусство, «Искусство», 1934, № 4. Дурус А., К вопросу о художественной политике немецкого фашизма, там же, 1934, № 5. Ремпель Л. И., Архитектура послевоенной Италии, [М., 1935]. Грабарь-Пассек М. Е., Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе, М., 1966. Бенуа А. Н., Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн. Александр Бенуа размышляет..., М., [1968]. Борисова Е. А., Неоклассицизм, в кн. Борисова Е. А. И Каждан Т. П., Русская архитектура конца 19 — начала 20 века, М., 1971. Мачульский Г. К., Неоклассицизм 60-х годов (Филипп Джонсон), в сборнике. Архитектура современного Запада, М., 1973. Рейнгардт Л., «Новая вещественность» и риджионализм, в сборнике. Модернизм, М., 1973.

Denis М., Théories. 1890—1910..., 3 éd., P., 1913. Его же, Nouvelles théories. 1914—1921, P., 1922. Hitchcock A., Architecture. Nineteenth and twentieth centuries, Harmondsworth — [a. O.], 1958. Stone Е. D., The evolution of an architect, N. Y., 1972. (Н. В архитектуре). А. В. Иконников. Город Вашингтон. Памятник А. Линкольну. 1914—22. Архитектор Г. Бэкон..

Значения в других словарях
Неокейнсианство

буржуазная теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики. И. Является модификацией кейнсианства (См. Кейнсианство) применительно к исторической обстановке, сложившейся после 2-й мировой войны 1939—45. Видные сторонники Н. — Р. Харрод, Н. Калдор (См. Калдор Николас), Дж. Робинсон, Е. Домар, А. Хансен. Н. Сложилось в 1-й половине 50-х гг. Под влиянием углубления общего кризиса капитализм (См. Общий кризис капитализма)а и связанного с ним процесса перехода от м..

Неоклассика

см. Неоклассицизм. ..

Неоколониализм

система неравноправных (экономических и политических) отношений, навязываемая государствами суверенным странам Азии, Африки и Латинской Америки. Направлена на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран. Материальной основой Н. В развивающихся странах является монополистический капитал империалистических держав — иностранных компаний (или их филиалов), банков и пр. В целях Н. Империалистические страны используют экономическое и научно-техническое отставание от ни..

Неоколониалистские теории

буржуазные и реформистские теории, обосновывающие необходимость сохранения освободившихся от колониального господства стран в рамках мировой капиталистической системы. Появились после распада колониальной системы империализма и охватывают сферы экономики, политики, социальных отношений и идеологии развивающихся стран. Под лозунгом так называемой модернизации развивающихся стран Н. Т. Проповедуют капиталистический путь развития и западный образец социальных систем для этих стран, направлены прот..

Неоклассицизм

НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. Neo-classicisme) - общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. Немецкие "неоидеалисты" - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. Архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии,..

Неоклассицизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Неоклассицизм

М.Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX-XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.. ..

Неоклассицизм

        неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Термин "неоклассицизм" употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX вв., в отличие от классиц..

Неоклассицизм

Одно из направлений в музыке 20 в., представители к-рого стремились к возрождению стилистич. Черт музыки раннеклассич. И доклассич. Периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920 Ф. Бузони опубликовал открытое письмо к П. Беккеру под заглавием "Новый классицизм", к-рое стало манифестом этого направления. "Под новым классицизмом, - писал Бузони, - я понимаю развитие, отбор и использование всех достижений прошлого опыта и воплощение их в твёрдую и изящную форм..

Неоклассицизм

- одно из направлений в музыке XX в., представители которого стремились к возрождению стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода.. ..

Неоклассицизм

Стилизаторское направление в архитектуре последней трети XIX - первой половины XX вв, которое опиралось на традиции античности, эпохи Возрождения и классицизма, как на "вечные" эстетические каноны. ..

Неоклассицизм

Современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной труцами Адама Смита и Давида Рикардо. Н. Ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маргинально-сти, всеобщего равновесия.. ..

Неоклассицизм

- современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной труцами Адама Смита и Давида Рикардо. Н. Ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маргинально-сти, всеобщего равновесия.. ..

Неоклассицизм

- современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами Адама Смита и Давида Рикардо. Н. Ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия.. ..

Неоклассицизм

См. Неоклассика.. ..

Неоклассицизм

- общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности. Возрождение классицизма.. ..

Дополнительный поиск Неоклассицизм Неоклассицизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неоклассицизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неоклассицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 13 символа