Обледенение самолёта
опасное явление, ухудшающее аэродинамические характеристики и лётные качества самолёта, его устойчивость и управляемость, увеличивающее лобовое сопротивление. О. С. Может нарушить работу двигателей, навигационных приборов и радиосвязь и привести к катастрофе. Различают О. С. В полёте и наземное. Первое возникает главным образом при столкновении самолёта с переохлажденными водяными каплями облаков (См. Облака) и осадков и их последующем замерзании. Толщина слоя льда на некоторых деталях самолёта может достигать 10 см и более. Характер отложения льда при О. С. В полёте, его форма, структура, интенсивность образования определяются размерами и концентрацией капель, а также процессами теплообмена обледеневающей поверхности.
Чем мельче капли и чем ниже скорость полёта, тем легче капли увлекаются потоком воздуха, обтекающего самолёт, и, следовательно, тем меньшая их доля сталкивается с самолётом. Чем выше температура воздуха и скорость потока, больше размеры и концентрация капель, тем более оптически однороден и прозрачен слой льда и более неровна и бугриста его поверхность, что приводит к заметному ухудшению условий обтекания несущих плоскостей (крыльев) самолёта. Оптическая однородность при этом связана с тем, что процесс намерзания льда проходит под тонкой плёнкой воды, не успевающей замерзнуть до осаждения следующих капель. При низких температурах и малых концентрациях капель нарастает гладкий (и, следовательно, менее опасный) лёд, который благодаря наличию воздушных включений непрозрачен и часто имеет молочно-белый цвет.
С увеличением скорости полёта растет нагрев поверхности самолёта, что приводит к росту испарения льда с неё при наличии обледенения. При сверхзвуковых скоростях полёта нагрев и испарение велики и О. С. Мало вероятно, однако в этом случае наиболее опасно обледенение двигателей, которое может происходить и в кристаллических облаках и даже в безоблачной атмосфере. Охлаждение всасываемого в двигатель воздуха в результате адиабатического расширения может привести к его пересыщению водяным паром, образованию капель и обледенению входных частей двигателя. С О. С. В полёте ведётся борьба как пассивная (правильный выбор маршрута и высоты полёта), так и активная — подогревом или др. Способами устранения льда. Наибольшее распространение получили электрические противообледенители с циклическим подогревом (см.
Также Противообледенительное устройство). На земле О. С. Возможно в результате намерзания на поверхности самолёта переохлажденного дождя или мокрого снега, поэтому самолёт обычно зачехляют во время стоянки. Лит. Мазин И. П., Физические основы обледенения самолетов, М., 1957. Трунов О. К., Обледенение самолетов и средства борьбы с ним, М., 1965. Противообледенительные системы летательный аппаратов, М., 1967. И. П. Мазин.
Дополнительный поиск Обледенение самолёта
На нашем сайте Вы найдете значение "Обледенение самолёта" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обледенение самолёта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 20 символа