Октябрьская железная дорога

147

одна из старейших и крупных железных дорог СССР, объединяет северо-западные участки ж.-д. Сети Европейской части СССР. Управление — в г. Ленинграде. Граничит с Северной ж. Д. [станции Маленга, Кошта (вблизи Череповца), Сонково], с Московской ж. Д. [станции Москва (Октябрьская),Савёлово, Шаховская и Осуга], с Белорусской ж. Д. (станции Езерище и Дретунь), с Прибалтийской ж. Д. (станции Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские и Нарва), с ж. Д. Финляндии (станции Лужайка, Светогорск и Сювяоро). По эксплуатационной длине 10 026 км занимает (1974) 2-е место среди 26 железных дорог СССР. До 1923 называлась Николаевской ж. Д. В состав О. Ж. Д. Входят первые железные дороги России общего пользования, в частности участок Ленинград — Пушкин — Павловск (бывшая Царскосельская ветка, построенная в 1837) и двухпутная линия Ленинград — Москва, сданная в эксплуатацию в 1851.

О. Ж. Д. К началу 70-х гг. Имела 11 отделений. Мурманское, Кемьское, Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Ржевское, Псковское и 3 отделения, которые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленинградскому узлу. О. Ж. Д. Простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (свыше 2 тыс. Км), свыше 900 км расположено за Полярным кругом. В южной части дорога имеет достаточно развитую сеть линий как меридианных, так и широтных, в северной части — основная линия Ленинград — Мурманск с рядом ответвлений от неё. О. Ж. Д. Связывает Москву и Ленинград и обслуживает народное хозяйство и население Мурманской области, Карельской АССР, Ленинградской, Псковской, Новгородской и частично Калининской, Вологодской, Московской и Ярославской области.

Основные грузы. Стройматериалы, лесные, руда, химические и минеральные удобрения, нефтяные грузы, продукция ленинградской промышленности. Велико значение дороги и для внешнеторговых связей, осуществляемых через Ленинградский и Мурманский морские порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов на Белом море (Кандалакша, Кемь, Беломорск) и Беломорско-Балтийский канал. По размерам грузооборота О. Ж. Д. Является средней в сети железных дорог СССР (4—5% общего грузооборота), но по размерам пассажирооборота занимает 2-е место (после Московской ж. Д.). Почти 1/5 всех пригородных перевозок осуществляется О. Ж. Д., главным образом на участках, примыкающих к Ленинграду и Москве. Крупнейший узел — Ленинградский.

К нему сходятся линии 5 направлений. Крупные узлы О. Ж. Д. — Волховстрой, Новосокольники, Бологое, Ржев, Дно, Псков. Линия Ленинград — Москва, все пригородные участки в Ленинградском узле, участок Мурманск — Кандалакша — Лоухи имеют электрическую тягу, ведутся работы (1974) по переводу на электротягу и др. Наиболее грузонапряжённых участков дороги, в частности на Мурманском направлении. В 1972 удельный вес электрической тяги в грузовом движении составил свыше 28%, тепловозной тяги — свыше 66%, паровозной — около 5%. В пассажирском движении удельный вес электротяги ещё выше, в 1972 она составила около 63% . На линии Ленинград — Москва курсируют самые быстрые в СССР пассажирские экспрессы, развивающие скорость до 160 км/час.

Сооружаются вторые пути на ряде однопутных участков (например, на Мурманском направлении). В Ленинградском узле имеется одна из первых в СССР автоматизированных сортировочных горок (на станции Ленинград — Московский сортировочный). На О. Ж. Д. Широко применяются современная вычислительная техника и автоматизированные системы управления рядом технологических перевозочных процессов. Награждена орденом Ленина (1966). Е. Д. Хануков. Октябрьская железная дорога. Схема..

Значения в других словарях
Октябрьская всеобщая политическая стачка 1918

в чешских землях, происходила в период подъёма революционного и национально-освободительного движения чешского народа, усилившегося под влиянием Октябрьской революции 1917 в России, в условиях назревавшего распада Австро-Венгерской империи. Началась в знак протеста против вывоза австрийскими властями из чешских земель продовольствия и транспортного оборудования. Решение провести 14 октября всеобщую стачку было принято (12 октября) на собрании уполномоченных рабочих и профсоюзных организаций Пра..

Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905

всеобщая стачка в России. Один из важнейших этапов Революции 1905—07, начало её высшего подъёма. О. В. П. С. Завершила процесс перерастания революционного движения, проходившего в стране в январе — сентябре 1905, в массовую всероссийскую политическую стачку. Ей предшествовала народная борьба против законосовещательной Булыгинской думы и сентябрьские события в Москве. Важнейшую роль в подготовке О. В. П. С. Сыграли большевики, опиравшиеся в своей деятельности на решения 3-го съезда РСДРП. За под..

Октябрьская забастовка 1907

в Венгрии, массовая политическая забастовка, проходившая в условиях начавшегося наступления правительства Ш. Векерле (1906—10) на социально-экономические и политические завоевания трудящихся, достигнутые в период политического кризиса 1905—1906. Решение о проведении массовой политической стачки было принято на совещании уполномоченных социалистических организаций Будапешта, созванном 9 сентября 1907 руководством Социал-демократической партии Венгрии (СДПВ). Забастовка была приурочена ко дню отк..

Октябрьская революция

(«Октя́брьская револю́ция») линейный корабль Краснознамённого Балтийского флота. До 1925 назывался «Гангут». Его конструктором являлся А. Н. Крылов, который создал серию новейших линкоров типа «Севастополь». Вступил в строй в декабре 1914. Революционные моряки «Гангута» активно участвовали в Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне 1918—20. С 20-х гг. Линкор «О. Р.» являлся флагманским кораблём Краснознамённого Балтийского флота. Участвовал в героической обороне Ленингр..

Октябрьская Железная Дорога

Частично проходит по территории Москвы и Московской области. Граница главного Петербург-Московского направления — по станциям Поварово, Осуга, Ховрино, Шаховская, Савёлово. Управление дороги — в Петербурге. Введена в эксплуатацию на участке от Петербурга до Москвы в 1851 (в 1855—1923 называлась Николаевской железной дорогой), имела протяжённость 649,7 км. К 1996 в составе Октябрьской железной дороги было 10 отделений, в том числе Московское (управление — в Москве). Октябрьская железная дорога — ..

Октябрьская железная дорога

объединяет северо-западные участки железнодорожной сети Европейской части СССР, пролегает по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской областей и Карельской АССР. Управление дороги — в Ленинграде (улица Островского, 2). Эксплуатационная длина свыше 10,1 тыс. Км (1990), в том числе 900 км за Полярным кругом. Территория районов тяготения дороги составляет 620 тыс. Км2. О. Ж. Д. Граничит с Московской, Прибалтийской, Северной, Белорусской желе..

Дополнительный поиск Октябрьская железная дорога Октябрьская железная дорога

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Октябрьская железная дорога" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Октябрьская железная дорога, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 27 символа