Оперетта

89

(итал. Operetta, франц. Opérette, буквально — маленькая опера) один из видов музыкального театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного искусства. В основе музыкальной драматургии О. Обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в О. Используются и типичные для оперы (См. Опера) жанры и виды вокальной и инструментальной музыки — Ария, Дуэт, Ансамбль, Хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере.

Музыкально-вокальные и хореографические номера служат в О. Для развития действия, утверждения идеи произведения и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. От водевиля (См. Водевиль) и др. Разновидностей музыкальной комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину «О.» первоначально придавалось иное значение. До середины 19 в. О. Назывались небольшие оперы. Истоки О. Восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, её исторические предшественники — комическая опера, включая оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий Зингшпиль. Как самостоятельный жанр О. Возникла в 50-е гг. 19 в. Во Франции. В 60-е гг. Появились австрийские, в 70-е гг. — английские, в 80-е гг.

— американские. О. Во Франции получил развитие преимущественно пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах. Последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры («Орфей в аду», 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. Создана в 70—90-х гг. В Великобритании (А. Салливен). Во 2-й половине 19 в. Во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произведения Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произведения И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам комической оперы. На рубеже 19 и 20 вв. В Великобритании О. Сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции — с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерческим зрелищем.

В австрийской же т. Н. Новой венской О., в которую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли национальные венгерские мелодии, наступил в начале 20 в. Период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О. — мелодраму-буфф, своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы некоторое время оказывали влияние на немецкую (т. Н. Берлинскую) О., но к 30-м гг. В ней стали преобладать примитивные, развлекательные музыкальные фарсы. В 20—30-е гг. В венской О. Усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы. Зарубежная О. В значительной степени деградировала идейно и художественно.

В 20-е гг. 20 в. В северо-американской О. (возникшей в конце 19 в.) утвердился новый вид музыкальных произведений — Мьюзикл, который объединил музыкальную комедию и омузыкаленную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна. Русский дореволюционный опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел национального репертуара. Начало советской О. Положено в середине 20-х гг. Композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьев-Седой, К. Я. Листов, О. Б. Фельцман, А. Г. Новиков, Т. Н. Хренников, В. И. Мурадели, О.

А. Сандлер. В. Е. Баснер и др. Они упрочили связь О. С массовой советской песней. Обращаются к О. И мастера советской симфонической и оперной музыки — В. В. Щербачёв, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Свиридов. Для работ советских композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Создаются историко-бытовые О., музыкальные комедии для детей, произведения, близкие водевилю, мьюзиклы. Многообразные традиции народного музыкально-комедийного театра получили развитие в О. Композиторов национальных республик — А. С. Айвазян (Армянская ССР), А. П. Рябова (Украинская ССР), Р. С. Гаджиева (Азербайджанская ССР), Ш. Е. Милорава, Г. Г. Цабадзе (Грузинская ССР), А.

Я. Жилинского (Латвийская ССР), Э. А. Арро, Л. Т. Нормета, Б. В. Кырвера (Эстонская ССР), Д. Х. Файзи (Татарская АССР) и др. В 40—50-е гг. Стала успешно развиваться О. Др. Европейских социалистических стран. Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Лит. Янковский М., Оперетта, Л. — М., 1937. Его же, Советский театр оперетты, Л. — М., 1962. Орелович А., Что такое оперетта, М. — Л., 1966. Schneidereit О., Operettenbuch, [5 Aufl.], В., 1958. Grun В., Kulturgeschichte der Operette. [2 Aufl.], B., 1967. А. А. Орелович.

Значения в других словарях
Оперение

перьевой покров птиц. Предохраняет тело от охлаждения, а при полёте обеспечивает его обтекаемую форму и образует несущие поверхности — крылья и хвост. О. Состоит из различных по строению перьев. Контурных, пуховых, нитчатых, пуха и щетинок. Участки кожи, покрытые перьями, — Птерилии, — чередуются с участками кожи, лишёнными перьев, но обычно прикрытыми ими сверху, — аптериями (См. Аптерии). Только у страусовых, пингвинов и паламедей перья расположены на коже равномерно. Обычно пуховые перья и п..

Оперение самолёта

аэродинамические поверхности самолёта, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой части фюзеляжа. По конструкции О. С. Сходно с Крылом самолёта. Его общая площадь составляет 0,25—0,5 площади крыльев. О. С. Различают по виду спереди (рис.), сбоку и по виду в плане (прямоугольное, трапециевидное, эллиптическое, а также стреловидное — для скоростных самолётов). Передняя часть горизонтального О. С., несущего руль вы..

Оперный театр С. И. Зимина

«Опера Зимина», частный оперный театр в Москве. Открыт в 1904. Возник в результате слияния оперной труппы, основанной С. И. Зиминым в начале 1904, и большей части коллектива театра «Товарищество частной оперы». С 1908 спектакли ставились на сцене театра Солодовникова (ныне помещение Театра оперетты). В 1917 стал государственным. Под различными названиями существовал до 1924. Продолжая традиции Московской частной русской оперы (См. Московская частная русская опера), театр пропагандировал русскую..

Оперон

группа функционально связанных между собой Генов, детерминирующих синтез белков-ферментов, относящихся к последовательным этапам какого-либо биохимического процесса. Концепция О. Как часть теории генетической организации и регуляции выдвинута в 1961 французским учёными Ф. Жакобом и Ж. Моно на основе экспериментальных работ по синтезу индуцируемых ферментов (См. Индуцируемые ферменты) у мутантов кишечной палочки. Регуляторная функция О. Осуществляется на стадии транскрипции (См. Транскрипция), т..

Оперетта

ОПЕРЕТТА (итал. Operetta - букв. - маленькая опера), музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются диалогами. Оперетта сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирическая направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 - нач. 20 вв. Ведущее положение занимает венская оперетта. Свои школы опер..

Оперетта

Небольшая опера, в которой отдельные муз. Номера связаны не речитативами, а диалогами. В О. Все музыкальные номера меньше по размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. Состоит из одного, двух или трех актов, не более. Сюжет О. — исключительно комический. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически связана с нею. Первой формой opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста возвысить художественное дей..

Оперетта

В современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера. В музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта - не "маленькая опера" (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой. Происхождение. Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые счи..

Оперетта

Ит., от opera. Небольшая опера.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)небольшая опера с комическим сюжетом.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)(ит. От opera). Небольшая комическая опера, в которой пение сменяется разговором, с легкой, игривой музыкой.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)небольш..

Оперетта

Ж.1) а) Музыкально-драматическое произведение - нередко комедийного характера - с элементами разговора и танцев.б) Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.2) Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром.3) разг. Театр, в котором ставятся такие музыкально-драматические произведения комедийного характера.4) разг. Опереточная труппа.. ..

Оперетта

ОПЕРЕ́ТТА -ы. Ж. [итал. Operetta]. ..

Оперетта

-ы и (устар.) ОПЕРЕТКА, -и, ж. 1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в к-ром пение чередуется с танцами и диалогом. Жанр оперетты. 2. Представление такого произведения на сцене. Играть в оперетте. II прил. Опереточный, -ая, -ое. Опереточные страсти (перен. Не воспринимаемые всерьёз).. ..

Оперетта

Оперетты, ж. (ит. Operetta, букв. Маленькая опера) (муз. Театр). 1. Вид комической оперы, отличающийся чередованием пения и разговора, веселой, легкой музыкой и карикатурным или сатирическим содержанием. Автор оперетты. Соответствующее театральное представление. Пойти на оперетту. 2. Театральная труппа, играющая оперетты. Служить в оперетте.. ..

Оперетта

Заимствование из итальянского, где operetta (буквально – "маленькая опера") образовано как уменьшительное от opera (см. ).. ..

Оперетта

Заимств. В XVIII в. Из итал. Яз., где operetta — суф. Производное от opera (см. Опера). Оперетта буквально — «маленькая опера».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Оперетта

Опере́тта опере́тка. Заимств. Из ит. Ореrеttа, откуда и франц. Орérеttе, нем. Ореrеttе (с начала XVIII в. См. Шульц–Баслер 2, 252).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Оперетта

(итал. Operetta, уменьшит. От opera. Букв.- маленькая опера). 1) С 17 в. До сер. 19 в. Небольшая опера. Смысл термина "О." с течением времени менялся. В 18 в. С ним часто связывали определ. Жанровый тип (бытовая комедия, пастораль), в Австрии и Германии его иногда применяли к зингшпилю и др. Разновидностям комической оперы с разговорными диалогами. Во Франции в 50-70-х гг. 19 в. Ж. Оффенбах называл О. Небольшие одноактные соч. Лирико-бытового плана, близкие франц. Комич. Опере ("Песенка Фортунио..

Оперетта

Оперетта - итальянское слово (operetta) и означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки. Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Пр..

Оперетта

— маленькая опера — музыкально-театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором вокальные и инструментальные музыкальные номера перемежаются диалогами. Сложилась в Париже в середине XIX в.. ..

Дополнительный поиск Оперетта Оперетта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оперетта" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оперетта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа