Оптовая цена
при социализме, цена, по которой предприятие или сбытовая организация реализует свою продукцию др. Предприятиям и организациям. О. Ц. Отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, стимулирует научно-технический прогресс и улучшение качества изделий через систему надбавок (См. Надбавки) (скидок) за качество. Различают О. Ц. Предприятия и О. Ц. Промышленности. О. Ц. Предприятия включает плановую среднеотраслевую себестоимость, отражающую затраты на производство и сбыт данной продукции, а также нормативную прибыль в размере, обеспечивающем нормально работающим предприятиям отрасли возможность внести установленные платежи в бюджет, образовать Фонды экономического стимулирования и покрыть др.
Финансовые расходы. Одной из разновидностей О. Ц. Предприятия являются Расчётные цены, применяемые в некоторых отраслях промышленности и устанавливаемые с учётом различий в индивидуальных условиях производства отдельных предприятий. О. Ц. Промышленности отличается от О. Ц. Предприятия по товарам народного потребления на сумму налога с оборота (См. Налог с оборота) и отчислений на содержание сбытовых организаций, а при ценах франко-станция назначения — и на величину транспортных расходов. В связи с тем, что в О. Ц. Включаются расходы по транспортировке продукции от места производства до места её потребления, применяются О. Ц. Франко-станция назначения (оплачиваются поставщиком) или франко-станция отправления (оплачиваются потребителем).
В некоторых отраслях (например, в швейной промышленности) О. Ц. Определяется путём вычета из розничной цены торговой наценки (скидки). По срокам действия О. Ц. Делятся на постоянные, временные, разовые и ступенчатые (скользящие). О. Ц. Используются в планировании и учёте для оценки в денежном выражении объёма выпускаемой продукции, производительности труда, издержек производства (См. Издержки производства), эффективности капиталовложений, новой техники и т.п. О. Ц. На однородную продукцию едины для всей страны, но на отдельные виды продукции (например, на лесоматериалы, уголь, руду) устанавливаются поясные или зональные цены. В ходе экономической реформы (1966) в основном была решена задача приближения О. Ц. К общественно необходимым затратам на производство продукции, ликвидирована убыточность ряда отраслей добывающей промышленности, сократилось число планово-убыточных предприятий.
В конце 1966 — начале 1967 в большинстве отраслей лёгкой и пищевой промышленности, а с 1 июля 1967 во всех отраслях тяжёлой промышленности были введены новые О. Ц. Общий индекс О. Ц. Предприятий возрос по сравнению с 1966 на 9%, в том числе в отраслях тяжёлой промышленности — на 17,5%, О. Ц. Промышленности — соответственно на 7 и 15%. Индексы О. Ц. Отраслей лёгкой и пищевой промышленности в 1967 практически остались прежними. Изменение О. Ц. В 1966—67 проведено без повышения розничных цен (См. Розничные цены) на товары народного потребления. Сохранены также цены на тракторы, с.-х. Машины и минеральные удобрения, продаваемые колхозам и совхозам. Современные О. Ц. Промышленности ниже уровня 1949 на 37%, а О. Ц. Предприятий — на 24%. В сравнении с 1940 общий уровень О.
Ц. Промышленности в 1972 был выше на 33%, в том числе в отраслях тяжёлой промышленности — на 12%, лёгкой — на 84% и пищевой — на 46%. Изменение структуры оптовых цен промышленности, % ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Оптовые цены | 1965 | 1972 | | промышленности | | | | В том числе. |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | издержки | вся | тяжёлая | лёгкая и | вся | тяжёлая | лёгкая и | | промышленных | промышле- | промышле- | пищевая | промышле- | промышле- | пищевая | | предприятий и | нность | нность | промышле- | нность | нность | промышле- | | сбытовых | | | нность | | | нность | | организаций | | | | | | | | прибыль |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | промышленных | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | | предприятий и | 74,7 | 81,3 | 67,6 | 73,5 | 76,8 | 69,1 | | сбытовых | 9,4 | 11,6 | 7,1 | 13,6 | 17,5 | 8,7 | | организаций | 15,9 | 7,1 | 25,3 | 12,9 | 5,7 | 22,2 | | налог с оборота | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Общий уровень О.
Ц. И его изменения утверждаются Советом Министров СССР, а конкретные цены — Государственным комитетом цен и его органами, а также Советом Министров союзных республик и некоторыми союзными министерствами в зависимости от характера продукции и её значимости в хозяйственных обороте. В зарубежных социалистических странах также применяются О. Ц. В целом, хотя имеются некоторые различия, они выполняют те же функции, что и в СССР. О. Ц. Промышленности в СССР соответствуют О. Ц. Под таким же названием в ГДР, МНР и СРР и цены сбыта в НРБ, ПНР, устанавливаемые на некоторые виды продукции производственно-технического назначения и на товары широкого потребления, реализуемые через снабженческо-сбытовые организации. Промышленное предприятия в ГДР, МНР и СРР реализуют свою продукцию по О.
Ц. Предприятий, в НРБ и ПНР эти цены называется фабрично-заводскими, в ВНР — просто О. Ц. В основе О. Ц. Предприятий стран-членов СЭВ лежат среднеотраслевая себестоимость и определённая норма прибыли. О. Ц. Применяются и в капиталистических странах. Это цены, которые используются в обороте между изготовителями товаров и оптовыми торговцами, а также между оптовыми и розничными торговцами. Близкими к О. Ц. Являются т. Н. Цены производителей, т. Е. Предприятий, фирм и корпораций, изготовляющих продукцию. Они состоят, как правило, из издержек производства данного предприятия, расходов по хранению на предприятии, процентов за используемый кредитных и денежных сборов, расходов по доставке, проверке, испытанию и регулировке продукции при реализации, издержек на рекламу и прибыли.
О. Ц. Последующих звеньев включают в качестве основного компонента О. Ц. Предыдущего товаропроводящего звена. Среднегодовой темп прироста индекса О. Ц. В развитых капиталистических странах в 1957—70 составлял 1,5%, в 1970—72 он возрос до 2—2,5%. Под действием инфляции (См. Инфляция) О. Ц. На промышленное товары выросли в 1972—73 (по сравнению с 1963) в США более чем на 30, ФРГ — более чем на 20, Италии — почти на 40, Японии — на 25% и т.д. Лит. См. При ст. Цена, Ценообразование. Г. И. Кабко. В. Е. Рыбалкин..
Дополнительный поиск Оптовая цена
На нашем сайте Вы найдете значение "Оптовая цена" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оптовая цена, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 12 символа