Орийская литература

60

литература народа Ория, населяющего штат Орисса (Восточная Индия). Самые ранние памятники (11 вв.) тесно связаны с фольклором. К II в. Относят хронику «Мадалапанджи», к 13—14 вв. — религиозную поэму «Рудрасудханидхи» и юмористическую поэму «Калаша Чаутиша» Ватсадаса. Первый значительный поэт О. Л. — Сараладас (15 в.), переложивший на язык ория сказания «Рамаяны» (См. Рамаяна), «Махабхараты» (См. Махабхарата) и «Сказание о Чанди». Поэты группы «Пять друзей» (Баларамдас, Джаганнатхдас, Анантдас, Джосавантдас и Ачьютанандадас) продолжали традиции переложения древнеиндийского эпоса. В конце 16 — начале 17 вв. Появились прозаические произведения — главным образом жизнеописания («Джаганнатхачаритамрита» Дивакарадаса, «Чайтаньябхаговата» Шиварадаса).

С конца 16 в. Развивается т. Н. Кришнаитская поэзия усложнённой формы, главным образом эротическая (Упендрабхадж), а также более близкая народу вишнуитская лирика. Абхиманью Самантасингхар, Динакрушнадас (17 в.), Кависурья Баладева Ратха (1789—1845). Борьба орисцев против маратхских завоевателей (1740—50) нашла отражение в поэме «Волны войны» Б. Бададжены (1730—95). В 18 в. Под влиянием религиозно-сектантского движения Бхакти появилась тенденция к демократизации литературы. Крупнейшими поэтами-лириками бхакти были Бхактачаран, Г. Кришна (умер 1862) и Бхима Бхой (умер 1895). В конце 19 в. Зародилось просветительство. Его идеи нашли выражение в прозе Факирмохана Сенапати (1847—1918), в поэзии Р. Роя (1848—1908), М. Рао (1853—1912), Г.

Мехера (1862—1924), сатире Г. Прахараджа, в творчестве Нандкишора Бала (конец 19 — начало 20 вв.). Национально-освободительное движение народов Индии начала 20 в. Вызвало рост национального самосознания орисцев. Г. Дас (1877—1928) и его последователи Н. Дас, Г. Мишра и др. Стремились способствовать этому с помощью литературного творчества и просветительской деятельности. Группа «Сабуджа» переносила опыт Р. Тагора в литературу ория. В 20-е гг. Появились формалистские кружки. Значительным стимулом для развития литературы послужило образование в 1936 под давлением народа ория отдельной провинции Орисса. Укрепляются реалистические тенденции, особенно в прозе. Известностью пользуются романы Сачи Раутрая, К. Моханти (р. 1904), Г. Моханти (р.

1914), сатирические произведения Г. Махапатры, рассказы Р. Роя (р. 1914), С. Моханти (р. 1920), поэзия Р. Гаднаяка и Кунджабехаридаса (р. 1914), социальные драмы К. Патнаика (р. 1900). В литературе 50—60-х гг. Заметно влияние западно-европейского модернизма, особенно на поэзию. Т. Н. Группы «протеста» — «Уанян-лу», ориентирующаяся на натурализм, спонтанность творчества, «Акабита», отрицающая все традиционные формы поэзии, «Анам», претендующая на абсолютное новаторство, — отражают разочарование в буржуазных идеалах. Появляются переводы произведений зарубежной литературы, среди них значительное место занимают переводы классической русской и советской литературы. Лит. История индийских литератур. Пер. С англ., М., 1964. Contemporary Indian literature, Delhi, 1957.

Адж ка бхаратия сахитья, Дели, 1958. Mayadhar Marsinha, History of Oriya literature, Delhi, 1962. Mahapatra S., Oriya. Tension between felt experience and «Formal structure», «Indian literature», 1971, v. 14, № 1, c. 29—46. А. С. Сухочев.

Значения в других словарях
Ориентировочная реакция

(рефлекс «Что такое?», по И. П. Павлову) комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в деятельности центральной и вегетативной нервной системы при О. Р. Направлены на мобилизацию анализаторных и двигательных систем организма, что способствует быстрой и точной оценке новой ситуации и выработке оптимального аппарата управления новым неавтоматизированны..

Ориентируемая поверхность

поверхность, которая может быть ориентирована (см. Ориентация). О. П. Противопоставляются неориентируемые поверхности, которые не допускают ориентации. На неориентируемой поверхности, например на Мебиуса листе (См. Мёбиуса лист), всегда существуют замкнутые линии, при обходе которых ориентация малой окрестности движущейся по этой линии точки переходит в противоположную. Важнейшим примером замкнутой неориентируемой поверхности является Проективная плоскость. ..

Орик

(Auric) Жорж (р. 15.2.1899, Лодев, Лангедок), французский композитор, член Института Франции (1962). Учился в Парижской консерватории, затем в «Схола канторум» у В. Д'Энди. Как композитор дебютировал в 15 лет (в концертах Национального музейного общества в 1914 были исполнены романсы О.). В 20-х гг. Входил в объединение «Шестёрка». В эти же годы сотрудничал с труппой «Русский балет С. П. Дягилева», для которой написал балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926) и др. Входил в правление Народной ..

Орик Жорж

Орик (Auric) Жорж (р. 15.2.1899, Лодев, Лангедок), французский композитор, член Института Франции (1962). Учился в Парижской консерватории, затем в «Схола канторум» у В. Д'Энди. Как композитор дебютировал в 15 лет (в концертах Национального музейного общества в 1914 были исполнены романсы О.). В 20-х гг. Входил в объединение «Шестёрка». ..

Дополнительный поиск Орийская литература Орийская литература

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орийская литература" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орийская литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 19 символа