Ортега-и-Гасет
(Ortega у Gasset) Хосе (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский университет, затем изучал философию в университетах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910—36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского университета. Активно выступал как журналист. Был основателем и сотрудником журнала «España» (1915—24), «El Sol» (1916—37) и др. Издававшийся им общественно-политический ежемесячник «Revista de Occidente» (1923—1936) пользовался мировой известностью. Антимонархист. В 1931—33 депутат первых республиканских кортесов. Один из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931). С началом гражданской войны (1936) эмигрировал в Латинскую Америку.
В 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию, где под его руководством был основан институт гуманитарных наук. До конца жизни оставался открытым противником франкизма. Философские взгляды О.-и -Г. Складывались под влиянием марбургской школы неокантианства (См. Неокантианство) (Г. Коген). Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он вначале в духе философии жизни (См. Философия жизни) (особенно Г. Зиммеля (См. Зиммель) и М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием немецкого Экзистенциализма (М. Хайдеггер) — как духовный опыт непосредственного переживания, как «вслушивание» в жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных философских концепций О.-и-Г.
Называл «рациовитализмом»). В социологии наибольшую известность получило сочинение О.-и-Г. «Восстание масс» (1929—30). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей культуру, и «массы» людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает основным политическим феноменом 20 в. Идейно-культурное разобщение «элиты» и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение «массового общества». В эстетике выступал как теоретик Модернизма («Дегуманизация искусства», 1925). Оказал большое влияние на философскую и общественную мысль Испании, особенно в 1910—1920-е гг., а также на европейскую буржуазную социологию (главным образом в постановке проблем «массового общества» (См.
Массовое общество) и «массовой культуры» (См. Массовая культура)). Соч. Obras completas, v. 1—11, Madrid, 1953—70. Obras ineditas, v. 1—7, Madrid, 1957—62. El espectador, v. 1—8, Madrid, 1960—63. В рус. Пер. — Дегуманизация искусства, в кн. Современная книга по эстетике, М., 1957. Лит. Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966. Бондаренко Н. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в философии Ортега-и-Гассета, в кн. Историко-философский сборник, М., 1968. Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Xoce Ортеги-и-Гассета, в кн. О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972. Ferrater Mora J., Ortega у Gasset. An outline of his philosophy, L., 1956. Abellan J. L., Ortega у Gasset en la filosofía espanola, Madrid, [1966]. Morón A. C., El sistema de Ortega у Gasset, Madrid, 1968.
Aguado E., Ortega у Gasset, Madrid, 1970. В. С. Муравьев.
Дополнительный поиск Ортега-и-Гасет
На нашем сайте Вы найдете значение "Ортега-и-Гасет" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ортега-и-Гасет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 14 символа