Австрийская школа

101

(иногда её называют Венской) субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. Как реакция на появление 1-го тома «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономического учения и рост революционного рабочего движения. А. Ш. Стремилась противопоставить марксизму систему буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем А. Ш. Был К. Менгер. В конце 19 и начале 20 вв. А. Ш. Возглавляли К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк, Э. Сакс. В 20-е гг её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленная Л. Мизесом, Ф. Хайеком, Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии.

Одновременно с А. Ш. Подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США. Методологические принципы А. Ш. Были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) и в памфлете «Ошибки историзма в немецкой политической экономии» (1884). Система теоретических взглядов А. Ш. Изложена в книгах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бём-Баверка «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Капитал и прибыль» (1884—1889), Ф. Визера «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884) и «Естественная ценность» (1889). А. Ш. Вульгаризировала понятие предмета политической экономии.

Политэкономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Всё капиталистическое общество, по мнению теоретиков А. Ш., представляет собой механическую совокупность «хозяйствующих субъектов», связанных только рыночными отношениями. Поэтому задача политэкономии — изучать отношения купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономического развития общества. Теоретики А. Ш. Пользовались антинаучным идеалистическим субъективно-психологическим методом. А. Ш. Разработала теорию предельной полезности благ — субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная категория теории А.

Ш. — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению А. Ш., предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит, т. О., от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники А. Ш. Утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Т. О., ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) А. Ш. Выводит «объективную меновую ценность», из неё — рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами.

Этот переход от субъективных оценок к реальной цене — наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни А. Ш., ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса. Главная модель предельной полезности — «шкала Менгера» — представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т. П.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, 1-го, 2-го, 3-го и т. Д. Килограмма хлеба.

1-й, 2-й, 3-й и т. Д. Пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке — от более важных к менее важным. Внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке. Неспособность А. Ш. Вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами».

Модель оставляет открытым основной вопрос — обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т. Е. Объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительно рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы.

Никакого самостоятельного значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут. Используя субъективно- психологическую теорию ценности, А. Ш. Выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего («благ отдалённого порядка»). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Т. О. Полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.

Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и других странах, явилось учение о т. Н. Предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала» (см. Маржинализм и Производительности теории). На основе предельной полезности выдвигается т. Н. Теория благосостояния. А. Ш. Положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазных концепций социалистической экономики и планирования. Ф. Визер, И. Шумпетер, рассматривая предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства.

Австрийский профессор А. Шеффле, выработавший схему центрального планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е гг. Теоретики т. Н. Немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма. Л. Б. Альтер.

Значения в других словарях
Австрийская академия наук

(Österreichische Akademie der Wissenschaften) Основана в 1847 в Вене как Императорская академия наук, в 1918 переименована в Академию наук, в 1947 — А. А. Н. Состоит из 2 секций. Математических и естественных наук. Философских и исторических наук. В составе академии 351 член (1968). Библиотека академии содержит 100 тыс тт. Издаются «Альманах» («Almanach»), «Указатель» («Anzeiger») трудов академии в двух сериях, «Отчёт о заседаниях» («Sitzungsberichte»), «Доклады» («Denkschriften») общеакадемичес..

Австрийская народная партия

(АНП. Österreichische Volkspartei) выражает интересы крупных промышленников и землевладельцев, тесно связана с католической церковью. Основана в апреле 1945 на базе бывшей Христианско-социальной партии. Насчитывает свыше 700 тыс. Членов (1969). В АНП входят три союза. Хозяйственный (главным образом предприниматели), Союз рабочих и служащих и Крестьянский союз. Партия выступает за свободу частной собственности, за укрепление позиций крупного капитала в стране. Более 20 лет АНП вместе с Социалисти..

Австрийский национальный банк

(Österreichische Nationalbank) государственный центральный кредитно-эмиссионный банк. Имеет филиалы в главных городах всех федеральных земель, а также в городе Филлахе (Каринтия). Главная контора в Вене. Основан в 1922 на базе Австро-Венгерского банка. После аншлюса и оккупации Австрии Германией (1938) был слит с германским Рейхсбанком, после освобождения страны восстановлен и с июля 1945 возобновил свою деятельность. Основной капитал 150 млн. Шиллингов (150 000 именных акций по 1000 шиллингов)...

Австрийское наследство

война за Австрийское наследство, велась между европейскими державами в 1740—48. Согласно Прагматической санкции 1713 (См. Прагматическая санкция 1713), изданной императором Карлом VI и признанной большинством европейских государств, обширные владения австрийских Габсбургов (Австрия, Чехия, Венгрия, Южные Нидерланды, земли в Италии) должны были оставаться нераздельными и перейти к его дочери Марии Терезии. Однако после смерти Карла VI (октябрь 1740) Пруссия, Бавария, Саксония, Испания, поддержан..

Австрийская Школа

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА> в политэкономии. Возникла в 80-х гг. 19 в. В Австрии (К. Менгер>, Э. Бем-Баверк, Ф. Визер> и др.). В 20-х гг. 20 в. Ее преемницей стала "молодая австрийская школа" (Л. Мизес>, Ф. Хайек>, Г. Хаберлер и др.). В основе учения австрийской школы лежит предельной полезности теория>. Сходные положения были выдвинуты У. Джевонсом и А. Маршаллом (Великобритания), Л. Вальрасом (Швейцария>), Дж.Б. Кларком (США).. ..

Австрийская Школа

Группа ранних эмпирических психологов, возглавляемая богословом, философом и психологом Францем Брентано. Основное внимание уделялось скорее актам или процессам сознания, чем содержанию, как у последователей Вундта. Позже это направление развилось в Вюрцбурскую школу и было предвестником функционализма. См. Психология акта.. ..

Дополнительный поиск Австрийская школа Австрийская школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Австрийская школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Австрийская школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 17 символа