Бакунин

113

Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, — 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. Жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В эти годы Б. — последователь философии И. Фихте, позднее — Г. Гегеля (См. Гегель). В 1840 уехал за границу (Германия, Швейцария, Бельгия, Франция). В Берлинском университете Б. Слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» (1840). Примкнув к левым гегельянцам, выразил свои радикальные воззрения в ст.

«Реакция в Германии» (1842), которую приветствовали в России Герцен и Белинский. В Цюрихе Б. Познакомился с В. Вейтлингом, заинтересовался коммунистическим движением. В Париже (1844) сблизился с П. Прудоном. Тогда же познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Деятельность Б. За границей обратила на себя внимание царских властей. Требованиям правительства о возвращении на родину Б. Не подчинился. В 1844 заочно приговорён Сенатом, в случае возвращения в Россию, к лишению прав и ссылке в Сибирь на каторгу. 17(29) ноября 1847 в Париже на собрании в память Польского восстания 1830—31 Б. Произнёс речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян.

По настоянию русского правительства был выслан из Франции. Принимал деятельное участие в Революции 1848—49, причём особенно интересовался движением славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), Б. Стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12—17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции Николая I в Венгрию (1849). В мае 1849 — один из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления арестован в Хемнице, в апреле 1850 приговорён саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. Передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 военным судом в Ольмюце вторично приговорён к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением.

Вслед за этим австрийскими властями выдан Николаю I и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где по предложению царя написал «Исповедь», в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своём участии в них. Форма этого документа порой носила характер покаяния, что можно объяснить тактикой Б., стремившегося любой ценой вырваться на волю. В 1857 Б. Был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862—63 сотрудничал с Герценом и Огаревым, был связан с первой «Землёй и волей» (См. Земля и воля). В 1864—67 жил в Италии, затем в Швейцарии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870), в 1874 — в выступлении анархистов в Болонье (Италия).

Умер в Берне (Швейцария), там и похоронен. К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Б., получивших распространение в ряде стран Запада и в России (см. Анархизм). История, по Б., — эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б.

Во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. Высказывался против всякой государственности. Он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. И его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. Не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса.

Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60—70-х гг. К материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. «Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн. Избр. Соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125—27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. Трактовал марксизм в духе «экономического материализма». В конце 1864 Б. Вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное «Интернациональное братство» анархистского характера.

В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L'Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого «Альянса», Б. И его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. Против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. Был исключен из Интернационала.

С русским революционным движением связи Б. Снова стали активными в 1868—70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. Вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым, через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869—70 относится ряд печатных обращений Б. К русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Б. «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. Называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину.

Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. Подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами. Живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. Сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. И преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг.

Заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев (См. Долгушинцы), отчасти чайковцев (См. Чайковцы), во «Всероссийской социально-революционной организации» (См. Всероссийская социально-революционная организация) (кружок «москвичей»). Взгляды Б. Оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии. Против анархистских взглядов Б. И его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. И показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России.

Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в. Соч. Избр. Соч., т. 1—5, П.—М., 1919—21. Собр. Соч. И писем, т. 1—4, М., 1934—35. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18. Марк с К. И Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же. Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же. Его же, Эмигрантская литература, там же.

Маркс К., Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же. Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967. Ленин В. И., «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 1. Его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5. Его же. Памяти Герцена, там же, т. 21. Его же, Государство и революция, там же, т. 33. Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. Г.]. Его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. Г.]. Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1—4, М.—Л., 1926—27. История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964. Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1—2, М.—Л., 1964—65. Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX в., М., 1958.

Колпинский Н. Ю. И Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, «Вопросы истории», 1964, № 10. Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965. Первый Интернационал, ч. 1—2, М., 1964— 1965. Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970]. Venturi F., II populismo russo, v. 1—-2, [Torino], 1952. Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d'histoire economique et sociale», 1954, v. 32, № 4, p. 389—412. Lamport E., М. Bakunin (1814—1876), в его кн. Studies in rebellion, L., 1957. Ш. М. Левин. М. А. Бакунин..

Значения в других словарях
Бакулев Александр Николаевич

Бакулев Александр Николаевич [25.11(7.12).1890, дер. Невениковская Вятской губернии, ‒ 31.3.1967, Москва], советский хирург, академик АН СССР (1958), действительный член (1948) и президент (1953‒60) АМН СССР, Герой Социалистического Труда (1960). Окончил в 1915 медицинский факультет Саратовского университета. С 1919 работал ординатором в хирургической клинике этого университета под руководством С. И. Спасокукоцкого. ..

Бакунизм

одно из течений Анархизма, связанное с именем М. А. Бакунина. Будучи выразителями мелкобуржуазной революционности с характерным для неё крайним индивидуализмом, проповедью абсолютной свободы личности, сторонники Б. Требовали наряду с уничтожением частной собственности отмены всякого государства (в котором они видели первопричину эксплуатации и неравенства), полной автономии мелких общин производителей и объединения их в свободную федерацию (на языке бакунистов эта программа называлась «социальн..

Бакунин Михаил Александрович

Бакунин Михаил Александрович [18(30).5.1814, Новоторжский уезд Тверской губернии, ‒ 19.6(1.7).1876], русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил офицером, в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. Жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В эти годы Б. ‒ последователь фи..

Бакунц

Аксель [13(25).6.1899, Горис, — 1938], армянский советский писатель. Родился в крестьянской семье. В 1923 окончил Харьковский с.-х. Институт. Был главным агрономом Зангезурского уезда. Печататься начал в 1918. В сборнике повестей и рассказов «В тёмном ущелье» (1927) изображал трудовую жизнь дореволюционного армянского крестьянства. В сборнике новелл «Сеятели чёрных пашен» (1933) он передал напряжённую атмосферу революционной борьбы в Армении, показал героев Гражданской войны, трудолюбие, жизнес..

Бакунин

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. И Н. А. Бакуниных. В 30-х гг. Член кружка Н. В. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848-49 (Париж, Прага). В мае 1849 один из руководителей восстания в Дрездене. В 1851 выдан австрийскими властями России, заключён в Петропавловскую, затем (в 1854) в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в ссылке в Томске, затем в Иркутске. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом..

Бакунин

БАКУНИН Михаил Александрович (1814 - 76), революционер, теоретик анархизма, один из идеологов народничества. В 1830-х гг. Член кружка Н.В. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 - 49 (Париж>, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А.И. Герценом, Н.П. Огаревым. Организатор тайных революционных обществ "Интернациональное братство" (кон..

Бакунин

Бакунин М. А. (1814 - 1876) - знаменитый русский революционер, один из основоположников и теоретиков анархизма. Своей революционной деятельностью, протекавшей не только в России, но и в главнейших странах Европы, получил мировую известность. В 1840 г. Уехал за границу, изучал философию в Берлине. В 1842 г. В "Deutsche Jahrbucher" Руге появилась его первая публицистическая статья "О реакции в Германии". Отказавшись последовать приказанию царского правительства вернуться в Россию, он заочным приго..

Бакунин

БАКУНИНБакуня - то же, что бакуля. Говорун, краснобай. Может быть и другое происхождение. Бакуня уменьшительная форма имени Абакум (Аввакум). (Ф). В 'Ономастиконе' Веселовского:Бакуня, Бакунины. Бакуня Голощапов, крестьянин, 1579 г., Шуя. Иван и Михаил Ивановичи Бакунины, 1568 г., Ярославль. Бакуня — краснобай, ловкач, проныра, егоза (Даль).. ..

Бакунин

Михаил Александрович (18(30).V.1814 - 19.VI(1.VII).1876) - рус. Революционер. Один из идеологов анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. В 1828-33 учился в Артиллерийском училище в Петербурге. Служил офицером (в чине прапорщика), в 1835 вышел в отставку. Во 2-й половине 30-х гг. Жил в Москве, играл видную роль в кружке Н. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом также с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым, В эти годы Б. - последователь н..

Бакунин

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. Истолковывал действительн..

Дополнительный поиск Бакунин Бакунин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бакунин" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бакунин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа