Баллада
(франц. Ballade, прованс. Balada, от позднелат. Ballo — танцую) наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. Становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров (См. Трубадуры) и труверов (См. Труверы)). Классическая французская Б. 14—15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы. Три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), «посылка» (обращение к лицу, которому Б. Посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и «посылки»). Образец — Б. «О женщинах былых времён» Ф. Вийона. В средневековой Англии Б.
— народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. О Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии Сентиментализма, Романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). Зачинателем Б. В русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. Писали А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених»), М. Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Б. С героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. Лироэпической «тональности» (А.
А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.). Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. В профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. Представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. Связаны с романтической поэзией — «Светлана» А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. Получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Инструментальная Б. — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Б.
Для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. И полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. Для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. Явились Б. На слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. Нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку («Баллада Витязя» из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным» С. С. Прокофьева, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна). Лит. Жирмунский В. М., Английская народная баллада, «Северные записки», 1916, № 10. Русская баллада. Вступ. Статья Н. П. Андреева, М.—Л., 1936.
Панкратова В., Баллада, М., 1963. Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939. Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944. В. А. Никонов, Е. М. Царёва.
Дополнительный поиск Баллада
На нашем сайте Вы найдете значение "Баллада" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баллада, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа