Примитивизм

104

(от Примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. Н. Примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. Как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. П. Исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму.

Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. По-разному проявлялся в творчестве многих мастеров. П. Гогена и «няби», представителей Фовизма, Кубизма, парижской школы (См. Парижская школа) и Дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком П.

Был А. В. Шевченко). Термин «П.» часто применяется и по отношению к т. Н. Наивному искусству, т. Е. Творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 — 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная «бабушка Мозес», в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях. Лит. Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. — L., 1938. Примитивизм. И. Генералич. «Похороны Штефа Халачека». 1934. Современная галерея Югославской академии наук и искусств.

Загреб. Примитивизм. Н. Пиросманашвили. «Кутёж пяти торговцев». 1909. Музей искусств Грузинской СССР. Тбилиси. Примитивизм. А. Руссо. Автопортрет. 1890—96. Национальная галерея. Прага. Примитивизм. Х. Пиппин. «Джона Брауна везут на казнь». 1942. Пенсильванская академия изящных искусств. Филадельфия. Фрагмент. Примитивизм. П. Пикассо. «Танцовщица». 1907—08. Частное собрание. Примитивизм. М. Ф. Ларионов. «Офицерский парикмахер». 1909. Частное собрание. Примитивизм. П. Клее. «Акробатический номер». 1923. Частное собрание. Примитивизм. П. Гоген. «Жёлтый Христос». 1889. Галерея Олбрайта. Буффало..

Значения в других словарях
Примерный устав колхоза

в СССР нормативный акт, регламентирующий основные вопросы деятельности колхозов. Их цели и задачи, порядок пользования землёй, правовой режим колхозного имущества, права и обязанности колхозников, распределение доходов, вопросы планирования и организации производственной деятельности, оплата труда, социальное обеспечение колхозников и т.д. Принят 3-м Всесоюзным съездом колхозников и утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 28 ноября 1969 (СП СССР, 1969, № 26, ст. 150). Состоит и..

Примитив

(от лат. Primitivus — первый, самый ранний) в первоначальном смысле — памятник раннего периода эволюции искусства. Понятие «П.» возникло из характерного для эстетики и искусствознания 18—19 вв. Противопоставления «младенческих» и «зрелых» ступеней развития искусства. При этом т. Н. П. (особенно с 18 в.) могли привлекать целостностью и кажущейся простотой своего образного строя, т. Е. Чертами, наглядно выступающими при сравнении их с произведениями господствующих стилей. В современном искусствозн..

Примитивная функция

(математическая) то же, что и первообразная функция. См. В статьях Интеграл, Интегральное исчисление. ..

Примо де Ривера

IПри́мо де Риве́ра Примо де Ривера-и-Орбанеха (Primo de Rivera у Orbaneja), маркиз де Эстелья (de Estella) Мигель (8.1.1870, Кадис, — 16.3.1930, Париж) испанский государственный деятель, генерал. Участвовал в военных действиях в Марокко (1893, 1909—13), на Кубе (1895), на Филиппинах (1897). В 1915—17 военный губернатор Кадиса, затем генерал-капитан (командующий военным округом) Валенсии, Мадрида и с 1922 по 1923 — Каталонии. 13 сентября 1923 совершил государственный переворот, после которого воз..

Примитивизм

ПРИМИТИВИЗМ - совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества. Первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство". Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких".. ..

Примитивизм

-а, м.. ..

Примитивизм

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Примитивизм

Совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества. Первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство". Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких".. ..

Примитивизм

М.1) Несложность по устройству, по технике исполнения.2) Упрощенный подход к сложным вопросам.3) Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних неразвитых стилей.. ..

Примитивизм

ПРИМИТИВИ́ЗМ -а. М.. ..

Примитивизм

-а, м. 1. Упрощённый подход к сложным вопросам (книжн.). 2. В изобразительном искусстве. Использование форм первобытного искусства, примитивных стилей. II прил. Примитивистский, -ая, -ое.. ..

Примитивизм

Примитивизма, мн. Нет, м. (от латин. Primitivus - первоначальный, первобытный). 1. Направление в искусстве, использующее в создании художественного образа приемы первобытного искусства, формы ранних, неразвитых стилей (искус.). 2. Упрощенный подход к сложным вопросам.. ..

Примитивизм

        (от примитив) в изобразительном искусстве конца XIX - XX вв., сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива - произведения первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества. Распространение примитивизма часто обусловлено стихийным неприятием художниками современной буржуазной культуры, их бегством от действительности к первозданным пластам жизни. Стремление обрести эмоциональную ясность, "чистоту" мировоспри..

Примитивизм

- в искусстве конца XIX-XX вв. Следование нормам искусства «примитивов» — первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов. В XX в. Наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа распространен культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества, принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры. Представители. П. Гоген, Н. Пиросманашвили, А. Руссо, А. Мозес, М. Ларионов и др.. ..

Дополнительный поиск Примитивизм Примитивизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Примитивизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Примитивизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа