Размер стихотворный
форма стихотворного Ритма, последовательно выдержанная на протяжении стихотворного произведения или его отрывка. В силлабическом стихосложении (См. Силлабическое стихосложение) Р. С. Определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих). В тоническом стихосложении (См. Тоническое стихосложение) — числом ударений (3-ударный стих, 4-ударный стих). В метрическом стихосложении (См. Метрическое стихосложение) и силлабо-тоническом стихосложении (См. Силлабо-тоническое стихосложение) — числом стоп (См. Стопа) (3-стопный ямб, 4-стопный дактиль). Обычно различаются понятия Метр (определяющий ритмическое строение стиха, например ямб), Р. С. (определяющий длину стиха, например 4-стопный ямб) и разновидность Р. С. (определяющая дополнительную специфику ритма, например 4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями или чередование 4-стопного и 3-стопного ямба).
Однако эта терминология ещё не вполне установилась (в частности, термины «метр» и «Р. С.» иногда употребляются как синонимы). Различные Р. С. По-разному соотносятся с членением речи на синтагмы (См. Синтагма) и Колоны и, следовательно, с её интонационным строением. Ближе всего совпадают со средним объёмом колона, допускают наиболее естественные и разнообразные интонации и поэтому наиболее употребительны в русской поэзии Р. С. С длиной строки в 8—9 слогов (4-стопные хорей и ямб, 3-стопные дактиль, анапест и амфибрахий). Более короткие Р. С. Звучат отрывисто, более длинные — торжественно и плавно. Эти естественные особенности во взаимодействии с историко-литературными традициями определяют тяготение отдельных Р. С. К тем или иным жанрам и темам.
Так, 6-стопный ямб с парной рифмовкой (Александрийский стих) в русской поэзии 18 в. Употреблялся преимущественно в «высоких» жанрах классицизма (поэма, трагедия, дидактическое послание и др.), в 19 в. — в стихах на античные темы («антологическая лирика» А. А. Фета, А. Н. Майкова и др.) и в меньшей степени на гражданские темы («Элегия» Н. А. Некрасова), а в 20 в. Теряет эти области применения и остаётся почти неупотребителен. Так, 4-стопный ямб со сплошными мужскими рифмами употреблялся почти исключительно в стихах, связанных (хотя бы пародически) с романтической традицией («Шильонский узник» В. А. Жуковского, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «На Волге» и «Суд» Некрасова, «Мурманские дневники» К. М. Симонова). В зависимости от популярности различных жанров и освоения различной тематики употребительность разных Р.
С. В истории русской поэзии менялась. В силлабической поэзии 17—18 вв. Господствовали размеры 11- и 13-сложный. В силлабо-тонической поэзии 18 в. Безраздельно господствовали 6-стопный ямб, 4-стопный ямб, вольный ямб и 4-стопный хорей. В 1-й половине 19 в. Постепенно входят в употребление 5-стопный ямб и трёхсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест, сначала чаще 4-стопные, потом 3-стопные). Во 2-й половине 19 в. Складываются относительно устойчивые пропорции употребления Р. С. В русской лирике. Около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным ямбом, четверть — остальными ямбическими Р. С., четверть — хореями, четверть — 3-сложнымн размерами. В 20 в. В употребление входят несиллабо-тонические размеры — Дольник (3- и 4-иктный), Акцентный стих (3- и 4-ударный) и др.
В остальном пропорции групп Р. С. Остаются теми же, хотя отдельные Р. С. К настоящему времени почти сходят со сцены (вольный ямб, 6-стопный ямб), а иные, наоборот, усиленно развиваются (5-стопный хорей). Лит. См. При ст. Стихосложение. М. Л. Гаспаров..
Дополнительный поиск Размер стихотворный
На нашем сайте Вы найдете значение "Размер стихотворный" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Размер стихотворный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 19 символа