Растрелли
IРастре́лли (Rastrelli) Бартоломео Карло [1675, Флоренция, — 18(29).11.1744, Петербург], скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри в Париже, мрамор, 1703—06, разрушено в 1792). В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург, обязавшись вести архитектурные и скульптурные работы, устраивать сады, сооружать фонтаны, театральные механизмы и декорации, исполнять медали и обучать всему этому рус. Мастеров. Фактически работал в области скульптуры. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в работах Р. (особенно в портретах) с правдивостью и убедительностью характеристики модели [портреты.
Петра I, 1723, Эрмитаж, Ленинград. Неизвестного (возможно, автопортрет), 1732, Третьяковская галерея. Анны Ивановны с арапчонком, 1733—41, Русский музей, Ленинград. Все 3 — бронза. А. Д. Меншикова, мрамор, там же, выполнен И. П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу]. Создал исполненную величия и официальной торжественности конную статую Петра I (бронза, 1743—44, в 1800 установлена перед Инженерным замком (См. Инженерный замок) в Петербурге). Участвовал также в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны и др., свинец и др. Материалы, 1721—23) и в работах по созданию модели Триумфального столпа в честь Петра I и Северной войны (начаты в 1721). Лит. Архипов Н. И., Раскин А. Г., Бартоломео Карло Растрелли.
1675—1744, Л. — М., 1964. Б. К. Растрелли. Бюст Петра I. 1723. Эрмитаж. Ленинград. Инженерный замок. 1797 — 1800. Архитекторы В. И. Баженов, В. Ф. Бренна. Перед замком — памятник Петру I. Установлен в 1800. Скульптор Б. К. Растрелли. Большой дворец (центральная часть. 1714—25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти. Перестроен в 1747—52, архитектор В. В. Растрелли) и Большой каскад с гротом [архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714—21), архитекторы Т. Усов, И. А. Мордвинов (1726—29) и др. Скульпторы Б. К. Растрелли и др.]. Вид со стороны Нижнего парка. Б. К. Растрелли. «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». Бронза. 1733—41. Русский музей. Ленинград.IIРастре́лли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), — 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в.
Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. Н. Третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732—33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736—40) и Митаве (ныне Елгава, 1738—40). Оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. К рус. Архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740—1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. Под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
Новые качества в творчестве Р. Сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. — деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741—44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747. Построена в 1748—67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р., творчески используя традиции рус. Зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность. Главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747—52 Р. Работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Р.
Расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и «корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. Характерны яркая полихромия, изобилие декора. Отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749—57) и С. Г. Строганова (1752—54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. Необычайную пластичность.
Р. Широко пользуется наружными колоннами. Собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Р. Перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752—57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане. Огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик.
Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. — Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли. Лит. Виппер Б. Р., В. В. Растрелли, в книга. История русского искусства, т. 5, М., 1960. Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963. Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—67. Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752—57. Архитектор В. В. Растрелли. План. Андреевская церковь. 1748—67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным. Курдонёр Летнего дворца в Петербурге (1741—44, арх. В. В. Растрелли. Не сохранился).
Рисунок М. И. Махаева. Русский музей. Ленинград. Ленинград. Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752—54. Архитектор В. В. Растрелли. В. В. Расстрелли. Портрет работы художника П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград. В. В. Расстрелли. Модель Смольного монастыря. Середина 18 в. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. Ленинград. Дворцовая церковь в Петродворце. 1747—52. Фрагмент Большого зала Большого (Екатерининского) дворца в г. Пушкине. 1752—57. Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747—52. (Фото 1940). Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748—54. Растрелли В. В. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743—54 (совместно с М. Г. Земцовым). Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749—57..
Дополнительный поиск Растрелли
На нашем сайте Вы найдете значение "Растрелли" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Растрелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 9 символа