Рафаэль

158

[собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. Данным, 6.4). 1483, Урбино, — 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение). Р. Родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон. «Три грации», Музей Конде, Шантийи.

«Мадонна Конестабиле», Эрмитаж, Ленинград. Все три — около 1500—02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. Создаёт алтарный образ «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино «Передача ключей». Композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. Отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. Появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной («Св. Георгий», около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р. Приносят многочисленные алтарные образы.

Его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках («Мадонна Грандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном («Мадонна в зелени», Художественно-исторический музей, Вена. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», или т. Н. «Прекрасная садовница»). Менее удалась Р. Многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект («Положение во гроб», 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. Через Браманте получает от папы Юлия II (См. Юлий II) приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце). В Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. Создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т.

Н. Станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского). В них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. Удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Р. Представил 4 области человеческой деятельности. Богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера и Сила» с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне).

Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Р. — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. Над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др.

Собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» на вилле Фарнезина в Риме (1514). В Риме достигает зрелости талант Р.-портретиста. В портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например. Сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость «Женщины в покрывале» («Донна велата», около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х («Лев Х с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. Настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства («Мадонна Альба», около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон.

«Мадонна ди Фолиньо», около 1511—12, Ватиканская пинакотека. «Мадонна в кресле», около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. — «Сикстинская мадонна» (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. Был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в «лоджии Психеи» виллы Фарнезина (1514—18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к Маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р.

Является «Преображение» (1519—1520, Ватиканская пинакотека). Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Р. Занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Р. Также построил палаццо. Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р.

Архитектора Дж. Да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. Неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. Да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком. Хотя Р. И не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н.

Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. Опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства. Поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества. Лит. Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. Ст. А. Габричевского], М., 1956. Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963J, с. 75—116. Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971. Fischel О., Raphael, v. 1—2, L., [1948]. Dussler L., Rarfael. Kritisches Verzeichnis der Gemälde, Wandbilder und Bildteppichen, [Münch., 1966]. Raffaello, v. 1—2, Novaга, 1968. М. В. Алпатов. Рафаэль. «Афинская школа». Фреска в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11.

Фрагмент. Рафаэль. «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем». 1507. Лувр. Париж. Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галлерея Уффици. Флоренция. Рафаэль и Дж. Да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520. Рафаэль. Капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512—1520. Интерьер. Рафаэль. «Триумф Галатеи». 1513. Фрагмент фрески Виллы Фарнезина в Риме. Рафаэль. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Пинакотека Брера. Милан. Рафаэль. «Положение во гроб». 1507. Галерея Боргезе. Рим. Рафаэль. «Три грации». 1500—02. Музей Конде. Шантийи. Рафаэль. «Месса в Больсене». 1512. Фреска «Станца д'Элиодоре» в папском дворце в Ватикане. Фрагмент. Рафаэль. «Афинская школа». 1510—1511. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане. Рафаэль. «Диспута». 1509. Фрагмент. Фреска «Старца делла Сеньягура» папского дварца в Ватикане.

Рафаэль. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Около 1518. Галерея Палатина. Флоренция. Рафаэль. «Мадонна в кресле». 1514—15. Галерея Питти. Флоренция. Рафаэль. «Синкстинская мадонна». 1515—19. Дрезденская картинная галлерея. Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515—16. Лувр. Париж. Рафаэль. Фрески «Парнас» и «Афинская школа» в Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1509—11..

Значения в других словарях
Раушенбах Борис Викторович

Раушенбах Борис Викторович [р. 5(18).1.1915, Петроград], советский учёный в области механики и процессов управления, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1959. После окончания в 1938 теоретического курса Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота начал работать в Реактивном научно-исследовательском институте (см. Реактивный институт. ..

Рафаловка

посёлок во Владимирецком районе Ровенской области УССР. Расположен на р. Стырь (бассейн Днепра). Ж.-д. Станция на линии Ковель — Сарны. Заводы. Лесопильный, асфальтовый. Мебельная фабрика.. ..

Рафи ибн Лейса восстание

восстание в Средней Азии в 806—810 против владычества Аббасидов (См. Аббасиды). По своей идеологической направленности часть участников восстания во многом была близка идеологии Муканны восстания (См. Муканны восстание). Одной из непосредственных причин были налоговые притеснения наместника халифа в Хорасане и Мавераннахре Али ибн Исы. В восстании участвовали. Часть местных феодалов — дихканов (см. Дехкан), тюркские кочевые племена степной полосы Средней Азии, крестьяне. Возглавил восстание кру..

Рафии

ар-Рафии Абдаррахман (1889, Эль-Мансура, — 1966, Каир), египетский историк, государственный и политический деятель. По профессии адвокат. В 1907—53 в партии «Ватан», один из её руководителей. В 1923—44 депутат парламента, 1944—49 сенатор. В 1949 министр снабжения. Активный участник национально-освободительного движения. Автор 16-томной истории Египта в новое и новейшее время, написанной с патриотических антиимпериалистических позиций, и др. Работ. Соч. Саура сана 1919 (Восстание 1919 г.), 2 изд..

Рафаэль

РАФАЭЛЬ (наст. Имя Рафаэлло Санти) (Raffaello Santi) (26 или 28 марта 1483 - Урбино - 6 апреля 1520, Рим), итальянский художник и архитектор. БиографияСын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-08 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.Ранние работыУж..

Рафаэль

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Рафаэль

        (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, существующем в гармонии с миром, жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.        Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино В 1500 переехал в Перуджу, где поступил в мастерск..

Дополнительный поиск Рафаэль Рафаэль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рафаэль" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рафаэль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа