Римский-Корсаков

129

IРи́мский-Ко́рсаков Михаил Николаевич [20.8(1.9).1873, Петербург, — 11.3.1951, Ленинград], советский зоолог-энтомолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Сын композитора Н. А. Римского-Корсакова (См. Римский-Корсаков). Окончил Петербургский университет (1895). Профессор Лесного института (ныне Ленинградская лесотехническая академия) с 1921. Основные труды по морфологии, анатомии, эмбриологии, систематике и биологии членистоногих, особенно насекомых (эмбий, ручейников, сеноедов, наездников и др.). Наиболее известны исследования Р.-К. В области лесной энтомологии. Под руководством и при участии Р.-К. Составлен учебник «Лесная энтомология» (1935, 3 изд. 1949), методическое пособие «Зоологические экскурсии» (ч. 1—2, 1924—28, 6 изд.

1956 совместно с Б. Е. Райковым), «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников Европейской части СССР» (1934, 3 изд. 1951 совместно с В. И. Гусевым) и др. Награжден 2 орденами Ленина. Лит. Штакельберг А., Памяти М. Н. Римского-Корсакова (1873—1951), «Изв. Всес. Географического общества», 1951, в. 3, с. 332—36.IIРи́мский-Ко́рсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф.

А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. Большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65. 2-я редакция 1874). В 60-х гг. Написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897). Оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. Музыкальная деятельность Р.-К. Значительно расширилась. Был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (См.

Бесплатная музыкальная школа) (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Р.-К. Тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в «Снегурочке» (по А.

Н. Островскому, 1881) — одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. Создано большинство симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг. Творчество Р.-К. Приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Р.-К. Сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх «Моцарт и Сальери» (на текст А.

С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки. «Кащей бессмертный» (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Творчество Р.-К. Глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Р.-К. Выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. Ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях.

Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском. Основная область творчества Р.-К. — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. Не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. Считал пение.

Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль. Он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины. Например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Симфоническое творчество Р.-К. Представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»).

Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита. Творчество Р.-К. — ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского. Он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К.

Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. Явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, — ценный исторический документ. В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.). Соч. Полное собрание соч., т. 1—50, М. — Л., 1946—70 (издание продолжается). Лит. Римский-Корсаков А. Н., Н.

А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1—5, М., 1933—46. Асафьев Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1944), М. — Л., 1944. Его же, Симфонические этюды, Л., 1970. Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. — Л., 1950. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1—2, М., 1953—54 (Музыкальное наследство). Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956. Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1—2, Л., 1959—60. Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961. Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969. Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974. О. Б. Степанов. Н. А. Римский-Корсаков.IIIРи́мский-Ко́рсаков Николай Петрович [21.11(2.12).1793, Петербург, — 31.10(12.11.)1848, там же], русский военно-морской деятель и педагог, вице-адмирал (1848).

Окончил Морской кадетский корпус (1807). Участник Отечественной войны 1812. С 1816 на службе в военном флоте. Совершил ряд морских походов, в 1823—26 участник кругосветного плавания под командованием О. Е. Коцебу. Участник русско-турецкой войны 1828—1829. С 1842 помощник директора, с 1843 директор Морского кадетского корпуса. Усилил практический характер учебного процесса, содействовал пополнению музея корпуса. Именем Р.-К. Назван остров в Тихом океане. Лит. Кротков А., Морской кадетский корпус, СПБ, 1901..

Значения в других словарях
Римский пакт

соглашения Лаваля — Муссолини, комплекс соглашений, подписанных 7 января 1935 в Риме главой правительства фашистской Италии Б. Муссолини и министром иностранных дел Франции П. Лавалем. В Р. П. Декларировалось урегулирование главных спорных вопросов между двумя странами. При этом Франция уступала Италии на границе Ливии территорию в 114 тыс. Км2, небольшую часть французского Сомали (800 км2) с острова Думейра, а также 20% акций железной дороги Джибути — Аддис-Абеба. В ходе секретных переговоров ..

Римский университет

(Univer sità degli studi) один из старейших университетов Европы, основан в 1303. Находясь в финансовой и административной зависимости от римских пап, университет не раз переживал периоды упадка. Крупнейшим учебным и научным центром стал после объединения Италии (1870). В Р. У. Работали химик С. Канниццаро, геометр Э. Бельтрами, математик и механик Т. Леви-Чивита, физик Э. Ферми, геометр Ф. Севери, физик Э. Амальди, историк Р. Бьянки-Бандинелли. В составе Р. У. (1974). Факультеты — юридический, ..

Римский-Корсаков Михаил Николаевич

Римский-Корсаков Михаил Николаевич [20.8(1.9).1873, Петербург, ‒ 11.3.1951, Ленинград], советский зоолог-энтомолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Сын композитора Н. А. Римского-Корсакова. ..

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, ‒ 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859‒60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка» ..

Римский-корсаков

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Александр Александрович (1849-1922), политический деятель, крупный землевладелец. В 1905-09 ярославский губернатор, член правой организации "Русское собрание" и его Совета (с 1914). В 1909-10 товарищ (заместитель) председателя Главного совета "Союза русского народа". С 1909 сенатор, с 1915 член Государственного совета (один из лидеров крайне правых), входил в Совет петроградских монархических организаций. С 1918 в эмиграции, председатель монархического Русского комитета и Русско..

Римский-корсаков

КОРСАКОВ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ КОРСАК1. Корсак - степная лисица (слово тюркского происхождения), а также старое название некоторых кочевых народов Средней Азии. 2. Известен литовский род Корсак, от которого пошли многие Корсаковы, ставящие ударение в этой фамилии на первом слоге. Это не случайно. Корсак в этом случае - от названия балтийского племени корсь, обитавшего в Курземе (территория на западе Латвии). К концу XVII века дворянский род Корсаковых стал настолько многочисленным, что представители ..

Дополнительный поиск Римский-Корсаков Римский-Корсаков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Римский-Корсаков" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Римский-Корсаков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа