Ритуально-мифологическая школа

92

(неомифологическая) сложилась в западном литературоведении и культурологии в 30-е гг. 20 в. Как синтез ритуально-мифологичнской теории, оформившейся в начале 20 в. [Робертсон Смит, Дж. Фрейзер и «Кембриджская группа» (Великобритания) его последователей — Д. Харрисон, А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд и др.], и аналитической психологии (особенно учения об архетипах) К. Г. Юнга. Ритуально-мифологическая теория, восприняв многие идеи мифологической школы (См. Мифологическая школа), утверждала, однако, приоритет Ритуала над мифом (см. Мифология и Мифы) и обосновывала исключительное значение ритуала в происхождении литературы, искусства, философии [античного театра, эпоса, философии, священной литературы Древнего Востока — в трудах «Кембриджской группы».

Героического эпоса — Э. Миро, Ш. Отрана (оба Франция), Г. Р. Леви, Ф. Рэглана (оба Англия). Романа, сказки — П. Сентива (Франция)]. Крайние формы теория обрела у Рэглана и Э. Хаймана (США). Из их работ вытекало требование рассматривать ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии, а как её структуру. Исполнению такой задачи чрезвычайно содействовала теория архетипов Юнга, принятая поэтому на вооружение представителями собственно Р.-м. Ш. [М. Бодкин (Англия), Н. Фрай (Канада), Р. Чейз и Ф. Уотс (США) и др.]. Опора на Юнга позволила школе распространить ритуалистический подход на всю историю искусства, включая современность (на школу оказало влияние «мифологизирование» в самой литературе 20 в. Дж. Джойс, Т. Манн, Т.

Элиот, У. Б. Йитс и др.). Р.-м. Ш. Ищет в произведениях не только мифологические мотивы, символы, метафоры, сознательные и бессознательные, но прежде всего воспроизведение определённых ритуальных схем, особенно обрядов Инициации, эквивалентных, по её представлениям, психологическому архетипу смерти и нового рождения. Фрай утверждает абсолютное единство ритуала, мифа, архетипа и возводит к ним литературные образы и жанры, разрабатывая своеобразную «литературную антропологию». Он, например, соотносит 4 фазы природного цикла, отмеченные древними ритуалами, с мифами, архетипами, обрядами, жанрами, организованными в силу метафорического отождествления или ассоциаций по аналогии (так, например, увязываются. Заря, весна, мифы о рождении героя, о воскресении, дифирамбическая и рапсодическая поэзия).

Важные результаты достигнуты ритуалистическим культуроведением и Р.-м. Ш. В изучении литературных жанров, связанных генетически с ритуальными, мифологическими и фольклорными традициями, в анализе переосмысления древних поэтических форм и символов (рыцарский роман, античная и ренессансная драма, античная и библейская символика в поэзии, творчество У. Шекспира, Дж. Мильтона, У. Блейка). Некоторые аналогии в подходе к изучению традиции имеются в трудах советских учёных В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтина. Однако в отличие от них западная Р.-м. Ш. Почти полностью сводит структуру литературного произведения к традиции и ищет ритуально-мифологическую основу во всех случаях. Литература и искусство растворяются, т. О., в мифе, миф — в ритуале [что вызывает протесты самих этнологов — У.

Баскома, К. Клукхона, Дж. Фонтенроза (США)], литературоведение — в этнологии и психоанализе. Лит. Bodkin М., Archetypal patterns in poetry, 3 ed., N. Y., 1963. Chase R., Quest for myth, Baton Rouge, 1949. Frye N., Anatomy of criticism, Princeton, 1957. Myth and mythmaking, ed. By H. A. Murray, N. Y., 1960. Myth and symbol, Lincoln, [1963]. Myth and literature, ed. By J. Vickery, Lincoln, 1966. Fontenrose G., The ritual theory of myth, Berk, — Los Ang., 1966. Е. М. Мелетинский..

Значения в других словарях
Ритуал (в биологии)

Ритуал в биологии, стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом. Обычно Р. Заключается в серии характерных телодвижений или действий, часто сопровождаемых специфическими звуками, выделением пахучих секретов и пр. Соответствующими Р. Животные пользуются в ответственные моменты взаимодействия. При охране индивидуального участка от конкурента, первой встрече самца и самки, выборе убежища для гнезда, спаривании и пр. Каждой такой ситуации соответствует с..

Ритуал (вид обряда)

Ритуал (от лат. Ritualis ≈ обрядовый, от ritus ≈ религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда. ..

Ритурнель

(франц. Ritournelle, итал. Ritornello, от ritorno — возвращение) 1) в вокальной музыке 17 — начала 18 вв. — короткие инструментальные разделы, выполняющие функции вступления, интермедии или коды. В некоторых случаях Р., прозвучавшая вначале как вступление, повторяется в конце в качестве коды. Если одна и та же Р. Звучит не только в начале и конце, но и в середине произведения, она начинает играть роль Рефрена. В современном итальянском языке термин «ритурнель» равнозначен термину «рефрен». 2) В ..

Ритца и Галёркина методы

широко распространённые Прямые методы решения главным образом вариационных задач и краевых задач математического анализа (см. Краевые задачи, Вариационное исчисление). Метод Ритца применяется большей частью для приближённого решения вариационных задач и тех краевых задач, которые сводятся к вариационным. Пусть задан Функционал V [y (x)] (или более сложный функционал) и требуется найти такую функцию у (х), принимающую в точках x0 и xi заданные значения α = у (х0) и β = у (х1), на которой функци..

Дополнительный поиск Ритуально-мифологическая школа Ритуально-мифологическая школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ритуально-мифологическая школа" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ритуально-мифологическая школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 30 символа