Розничные цены
цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р. Ц. При социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения). В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р. Ц. Небольшая часть с.-х. Продукции продаётся по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения (См. Спрос и Предложение) товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договорённости с производителями. Государственные Р. Ц. Определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров.
Основные элементы Р. Ц. Издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. Товары включают также Налог с оборота. Общий уровень Р. Ц. И его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. Ц. На аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских свойствах). На основные непродовольственные товары — на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы — с дифференциацией по поясам (см.
Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р. Ц. Устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путём координации Р. Ц., осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. Товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р. Ц. Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р. Ц. Фиксируются в Прейскурантах. Политика Р. Ц. Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947—54 государственные Р.
Ц. На товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р. Ц., снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. Табл.). Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1965 | 1970 | 1974 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Все товары | 75 | 75 | 75 | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Продовольственные товары | 75 | 75 | 76 | | в том числе.
| 85 | 85 | 85 | | мясо и птица | 83 | 83 | 83 | | масло животное | 75 | 73 | 73 | | сахар | 59 | 59 | 59 | | хлеб и хлебобулочные изделия | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Непродовольственные товары | 76 | 75 | 74 | | в том числе. | 70 | 68 | 68 | | хлопчатобумажные ткани | 85 | 83 | 83 | | шерстяные ткани и платки | 87 | 86 | 83 | | трикотажные изделия | 82 | 81 | 81 | | кожаная обувь | 45 | 46 | 46 | | часы наручные | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р.
Ц. Существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны — члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования. При капитализме Р. Ц. Подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р. Ц. Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства.
Это, как правило, монопольные цены (См. Монопольная цена), обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура. Оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка. С конца 60-х гг. В капиталистических странах наблюдается инфляционный рост Р. Ц., особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950—74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во Франции 250%. В Японии он достиг 304%, причём подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг. Лит. См. При ст. Ценообразование. М. В. Кокорев..
Дополнительный поиск Розничные цены
На нашем сайте Вы найдете значение "Розничные цены" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Розничные цены, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 14 символа