Барток

68

(Bartok) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903). С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30 000 песен. В сочинениях 1900—1910-х гг. Сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915—17).

Его новаторские произведения, в том числе опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были приняты консервативной критикой. Начало общественного признания Б. Связано с балетом «Деревянный принц» (соч. 1916). В период Венгерской советской республики (1919) Б. Совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима. В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин» (пост. 1926). Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других современных западных композиторов, Б. Продолжал и в 20-е гг. Развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его произведениях этого времени ещё острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложнённости музыкального языка.

Этим сочинениям Б. Присущи крайняя заострённость и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и в то же время рафинированный интеллектуализм, изощрённость колорита. 20—30-е гг. — период расцвета гастрольно-концертной деятельности Б.-пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР). В 30-х гг. В творчестве Б. Наметился известный поворот в сторону большей простоты и классичности стиля. Б. Отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931, «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы Б. Занимает антифашистскую позицию. Он создаёт сочинения, своеобразно выражающие идеи гуманизма и братства народов.

В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937), скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества Б. Выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры, в 1940, Б. Эмигрировал в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).

Наиболее важное место в творчестве Б. Занимают инструментальные сочинения — пьесы для фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют научные исследования Б. В области фольклористики. Б. Оказал большое влияние на формирование композиторских школ 30—50-х гг. В странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955). Лит. Мартынов И. И., Бела Барток, М., 1968. Сабольчи Б., Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях, Будапешт, 1963. Stevens Н., The life and music of Bela Bartok, N. Y., 1953 (библ. С. 323-58). Moreux S., Bela Bartok..., P., 1949, 2 ed., P., 1955. И. В. Нестьев. Б. Барток..

Значения в других словарях
Барто

Агния Львовна [р. 4(17).2.1906, Москва], русская советская поэтесса. Начала печататься в 1925. Пишет для детей — о жизни советской школы, семьи, пионерах. Автор сборников стихов. «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), «Стихи детям» (1949. Государственная премия СССР, 1950), «Я расту» (1968) и др., сценариев кинофильмов «Подкидыш» (1939), «Слон и верёвочка» (1946), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1958) и др. Стихи Б., отмеченные мягким юмором, ясн..

Барто Агния Львовна

Барто Агния Львовна [р. 4(17).2.1906, Москва], русская советская поэтесса. Начала печататься в 1925. Пишет для детей ‒ о жизни советской школы, семьи, пионерах. Автор сборников стихов. «Братишки» (1928), «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), «Снегирь» (1939), «Стихи детям» (1949. Государственная премия СССР, 1950), «Я расту» (1968) и др., сценариев кинофильмов «Подкидыш» (1939), «Слон и верёвочка» (1946), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1958) и др. Стихи Б., отмеченные мягким юмором..

Барток Бела

Барток (Bartok) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ‒ 26.9.1945, Нью-Йорк), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899‒1903). С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, с..

Бартоли

(Bartoli) Маттео (22.11.1873, Альбона, — 23.1.1946, Турин), итальянский языковед. Профессор Туринского университета. Основатель «неолингвистического» направления в языкознании. Теоретические установки Б. И его критика младограмматической школы были с некоторым переосмыслением развиты его учеником, итальянским теоретиком марксизма А. Грамши. Б. Ввёл в языкознание понятие «изоглосса» и, используя введённое французским диалектологом Ж. Жильероном понятие «лингвистический ареал», выделил различные т..

Дополнительный поиск Барток Барток

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барток" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барток, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа