Самообразование
самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. П., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем С. — средство самовоспитания (См. Самовоспитание), поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под С. Понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма С. — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.
С. Предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств. Прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей. Консультации специалистов. Просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач. Посещение музеев, выставок, галерей. Различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. П. С. Получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области С. В дореволюционной России С. Было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы.
Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. Активную поддержку передовой интеллигенции. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали С. Трудящихся. Создавали Народные библиотеки, читальни, Народные дома. В 1863—64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для С.», проводила письменные консультации. Облегчённые программы для широкого круга занимающихся С.
Выпускал Отдел для содействия С. В Петербурге (с 1894). Значительную роль в С. Играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время С. Достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй. Особое место занимало политическое С. Передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. Более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического С. Использовались занятия рабочих в воскресных школах.
Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний. После Октябрьской революции 1917 С. Стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. П.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами С. Являются. Сближение общественных и личных интересов в направлении и целях С., обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом.
Направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов С. Непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами. Практически оба вида С., как правило, находятся в единстве. Система С. Изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е — начале 30-х гг. В связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты «на дому». В развитом социалистическом обществе С. Направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для С.
Ведущими в системе С. Становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах (См. Народные университеты), на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности С. Способствует деятельность организаций общества «Знание», разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь С., а также Радиовещание и Телевидение. Лит. Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968. Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960. Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962. Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.
Г. В. Антонов..
Дополнительный поиск Самообразование
На нашем сайте Вы найдете значение "Самообразование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самообразование, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 15 символа