Сартр

85

(Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко-фашистской оккупации Франции (1940—44) сотрудничал в патриотической печати Движения Сопротивления. В 1945 основал журнал «Тан модерн» («Les Temps modernes»). Развитие политико-идеологических взглядов С., отмеченное резкими колебаниями между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, прослеживается по 9 книгам его избранной публицистики («Ситуации», 1947—72). В годы «холодной войны» (См. Холодная война) тщетно искал для левой некоммунистической интеллигенции Запада промежуточного пути между двумя лагерями.

В 1952 присоединился к Движению сторонников мира, выступал против колониализма, расизма. Высказывался в поддержку социалистических стран, которые неоднократно посещал до 1968. Под влиянием студенческих выступлений (см. Всеобщая забастовка 1968 во Франции) и других событий этого года принял сторону левацкого бунтарства (книга «Бунт всегда прав», 1974). В 1964 за автобиографическую повесть о детстве «Слова» (1964, рус. Пер. 1966) С. Была присуждена Нобелевская премия, от которой он отказался, сославшись на пренебрежение присуждающим её комитетом к заслугам революционных писателей 20 в. Идеалистическая философия С. — одна из разновидностей атеистического Экзистенциализма, сосредоточена на анализе человеческого существования, как оно переживается, осмысляется самой личностью и развёртывается в веренице её произвольных выборов, не предопределённых законосообразностью бытия, какой-либо заведомо данной сущностью.

Существование, отождествляемое С. В книге «Бытие и небытие» (1943) с обретающим опору лишь в себе Самосознанием личности, постоянно сталкивается с другими, столь же самостийными существованиями и со всем исторически сложившимся положением вещей, предстающим в виде определённой ситуации. Последняя, в ходе осуществления «свободного проекта», подлежит как бы духовной «отмене», поскольку полагается несостоятельной, подлежащей перестройке, а затем и изменению на деле. Отношения человека и мира С. Рассматривал не в единстве, а как полный разрыв между безнадёжно затерянным во Вселенной и влачащим, однако, бремя метафизической ответственности за её судьбы мыслящим индивидом, с одной стороны, и природой и обществом, которые выступают хаотичной, бесструктурно-рыхлой полосой «отчуждения», — с другой.

Все попытки С. Преодолеть пропасть между одухотворённым человеком и материальным миром дали (в книге «Критика диалектического разума», 1960) лишь простое сложение по-своему переработанного психоанализа, эмпирической социологии групп и культурной антропологии, выявив несостоятельность притязаний С. На то, чтобы «надстроить» марксизм, признанный им самой плодотворной философией 20 в., учением об отдельной личности. В эссе по эстетике и историко-литературных работах («Что такое литература?», 1947. «Бодлер», 1947. «Святой Жене, комедиант и мученик», 1952. «Семейный дурачок», т. 1—3, 1971—72, и др.) С. Отстаивает, подчас не без вульгарно-сектантских перехлёстов, мысль о личной ответственности писателя за всё происходящее в современной истории (так называемая теория «ангажированности»).

С.-писатель и в своей прозе (роман «Тошнота», 1938. Сборник рассказов «Стена», 1939. Незавершённая тетралогия «Дороги свободы», 1945—49), и в драматургии («Мухи», 1943. «За запертой дверью», 1945. «Дьявол и господь бог», 1951. «Затворники Альтоны», 1960, и др.) сопрягает умозрительную философичность с физиологизмом бытовых зарисовок, миф и репортаж, изощрённую психологическую аналитику и открытую публицистичность. От книги к книге у С. Развёртываются злоключения интеллигента в поисках свободы — перепутья и тупики, которые выявляют тяготы её обретения, подлинное и ложное её наполнение, лёгкость соскальзывания к анархическому своеволию и взаимоотношения с ответственностью перед другими, разницу её индивидуалистических и нравственно-гражданских истолкований.

Творчество С. Как вождя французских экзистенциалистов оказало влияние на духовную жизнь Франции и других стран, получило отклик в философии и политике, эстетике, литературе, драматургии, кино. Оно было неоднократно подвергнуто критике со стороны марксистов. Соч. В рус. Пер. Пьесы, М., 1967. Лит. Шкунаева И., Современная французская литература, М., 1961. Евнина Е., Современный французский роман 1940—1960, М., 1962. Современный экзистенциализм, М., 1966. Кузнецов В. Н., Жан-Поль Сартр и экзистенциализм, М., 1970. Стрельцова Г. Я., Критика экзистенциалистской концепции диалектики (анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра), М., 1974. Murdoch I., Sartre, romantic rationalist, L., 1953. Jeanson Fr., Sartre par lui-même, P., 1967. Его же, Sartre dans sa vie, P., 1974.

Martin-Deslias N., J.-P. Sartre ou la conscience ambigue, P., 1:1972]. Verstraeten P., Violence et éthique, [P.], 1972. Contat M., Rybalka M., Les écrits de Sartre. Chronologic, bibliographic commentée, P., 1970. С. И. Великовский. Ж. П. Сартр..

Значения в других словарях
Сарто

(Sarto) (собственно д'Аньоло, d'Agnolo) Андреа дель [16.7.1486, Флоренция, — 28 (или 29).9.1530, там же], итальянский живописец. Учился у Пьеро ди Козимо. Испытал влияние Леонардо да Винчи, фра Бартоломмео, Микеланджело. В 1518—19 посетил Париж. Работы С. [фрески. В клуатре церкви Сантиссима-Аннунциата (1510—15), в монастырях Скальци (1515—26) и Сан-Сальви (конец 1520-х гг.) — все во Флоренции. «Мадонна с младенцем, св. Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем». 1519. Эрмитаж, Ленинград. «По..

Сарто Андреа дель

Сарто (Sarto) (собственно д'Аньоло, d'Agnolo) Андреа дель [16.7.1486, Флоренция, ‒ 28 (или 29).9.1530, там же], итальянский живописец. Учился у Пьеро ди Козимо. ..

Сартр Жан Поль

Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко-фашистской оккупации Франции (1940‒44) сотрудничал в патриотической печати Движения Сопротивления. В 1945 основал журнал «Тан модерн» («Les Temps modernes»). Развитие политико-идеологических взглядов С., отмеченное резкими колебаниями между либеральным демократизмом и леворадикальным экстремизмом, п..

Сарты

искони оседлая часть узбеков (См. Узбеки). До Октябрьской революции 1917 название «С.» по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам употребляли преимущественно полукочевая часть узбеков и казахи. В Ташкентском, Ферганском и Хорезмском оазисах и Южном Казахстане оно являлось самоназванием оседлых узбеков. Ныне название «С.» сохранилось лишь в научной литературе. Лит. Бартольд В. В., Сарты, Соч., т. 2, ч. 2, М., 1964. Народы Средней Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962.. ..

Сартр

(Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Киркегора, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера и (в поздний период творчества) Маркса, С. Разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования. Развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве его конститутивного элем..

Сартр

САРТР (Sartre) Жан Поль (1905-1980) - французский философ, писатель, один из наиболее значительных представителей французской феноменологии, основатель атеистического экзистенциализма. Отталкиваясь от некоторых идей Декарта, Гегеля, Киркегора, Фрейда, Гуссерля, Хайдеггера и (в поздний период творчества) Маркса, С. Разрабатывает идею специфичности и аутентичности человеческого существования. Развивает концепцию бытия, включающую в понятие бытия индивидуальную свободу в качестве его конститутивног..

Дополнительный поиск Сартр Сартр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сартр" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сартр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа