Северный морской путь

114

(СМП) судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. Берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему. Главная сов. Морская коммуникация в Арктике. СМП почти в 2 раза короче др. Морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км. Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км. Протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км.

Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктических морей, являются главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы. Наиболее трудные условия плавания складываются в районах больших скоплений тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Лионский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы специальные службы. Пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографические и промышленно-транспортные предприятия, научные институты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции). Современный СМП — результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения северных окраин России.

История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11—13 вв., но идея практического использования СМП (до начала 20 в. Называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение морского побережья и арктического мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якутского казака Семена Дежнева (См. Дежнёв) с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с В.

На З., разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга (См. Беринга остров), высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса — Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством П. Анжу и Ф. Врангеля (См. Врангель), новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова (См. Пахтусова остров) и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП. С 1877 начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской с.-х. Продукции и минеральных богатств.

До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тыс. Т различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. Морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—79 швед. Экспедиция Н. А. Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Беги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути.

Среди научных экспедиций этого периода выделяются. Русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне «Заря» Э. В. Толля (См. Толля залив), по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» и В. А. Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. На З. С зимовкой в 1914—15. Иностранные — американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Р. Амундсеном с З. На В. По всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов.

С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований. После Октябрьской революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 — Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП.

Плавание «Челюскина» (1933) и «Литке» (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935. В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось проложить окончательно СМП от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии.

В 30-е и 40-е гг. Были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение. Экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935), дрейф «Георгия Седова» (1937—40), первая научная станция «Северный полюс» (1937—38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции — на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946), на «Литке» в Карское море (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе «Обь» (1956) в Гренландское море.

С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950—51 во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс» («СП»). С 1954 в Арктическом бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции. В 1974 во льдах Арктического бассейна работала «СП-22». С конца 1975 действует «СП-23». Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были. Проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941—45, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970—71).

Вступление в строй новых мощных судов ледового класса. Атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. Однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов. С 1954 Главсевморпути находится в составе министерства морского флота. В период 1954—64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение министерства гражданской авиации, министерства геологии, главгидрометслужбы и др. Ведомств.

В 1970 учреждена Администрация Северного морского пути при министерстве морского флота. Её основные задачи. Осуществление государственного надзора за рациональным использованием СМП, организация арктического судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды. Лит. Визе В. Ю., Моря Советской Арктики, М. — Л., 1948. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М. — Л., 1956—59. Белов М. И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963. М. И. Белов..

Значения в других словарях
Северный Ледовитый океан

Северное Полярное море, Северное Ледовитое море, наименьший из океанов Земли (2,8% от площади Мирового океана). Площадь 13,1 млн. Км2, объём около 17 млн. Км3 (по др. Данным, 14,7 млн. Км2 и 17,6 млн. Км3 соответственно). Расположен между Евразией и Северной Америкой. Проливами Дейвиса, Датским, Фареро-Исландским, Фареро-Шетлендским соединяется с Атлантическим океаном и Беринговым — с Тихим океаном. Впервые выделен как самостоятельный океан в 1650 голландским географом Б. Варениусом под названи..

Северный морской канал

Нордзе-канал (Noordzee Kanaal), судоходный канал в Нидерландах. Соединяет Амстердам с аванпортом Эймёйден на берегу Северного моря. Длина 27 км. Построен в 1865—76. Реконструирован. Доступен для судов вместимостью до 90 тыс. Т.. ..

Северный олень

(Rangifer tarandus) парнокопытное млекопитающее семейства оленей. Длина тела самцов до 220 см, высота в холке до 140 см, весят до 220 кг. Самки мельче. Волосяной покров зимой густой и длинный, с сильно развитым подшёрстком, летом — более короткий и редкий. Окраска летом однотонная, коричневато- или серовато-бурая, зимой — более светлая, иногда почти белая. Рога развиты у самцов и у самок. У самцов они больше. Голова небольшая. Носовая часть покрыта волосами. Уши короткие, с округлой вершиной. Па..

Северный остров

(North Island) остров в Тихом океане, самый северный из трёх островов Новой Зеландии. Отделен от Южного острова проливом Кука. Площадь 115 тыс. Км2. Население около 2,2 млн. Чел. (1973). Вдоль западного и восточного побережий поднимаются горные хребты (высота до 1700 м), в центральной части — вулканическое плато Таупо с конусами вулканов (Руапеху, 2796 м. — самая высокая вершина С. О.), горячими источниками, гейзерами и тёплыми озёрами. Низменные равнины обрамляют морские побережья. Климат субтр..

Северный Морской Путь

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ путь (СМП) (до нач. 20 в. Назывался Северо-восточный проход) - главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. Ч. За границу, и др.). Основные порты. Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность ..

Северный Морской Путь

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала 20 в. Назывался Северо-восточный проход), гл. Судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные российские порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. Ч. За границу, и др.). Осн. Порты. Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навига..

Северный Морской Путь

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала 20 в. Назывался Северо-Восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) 5600 км. Основные порты. Игарка, Дудинка>, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2 - 4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой ..

Северный Морской Путь

Се́верный морско́й путьдо начала XX в. Сев.-Вост. Проход, главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого океана и соединяет европейские и азиатские порты России, а также устья судоходных рек в единую трансп. Систему. Длина от Карских ворот до бухты Провидения 5600 км. В осн. Перевозятся топливо, оборудование, продукты, лес. Главные порты. Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2–4 месяца, как правило, с помощью ледоколов,..

Дополнительный поиск Северный морской путь Северный морской путь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Северный морской путь" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Северный морской путь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа