Сентиментализм

97

(франц. Sentimentalisme, от англ. Sentimental — чувствительный, от франц. Sentiment — чувство) течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. В Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой «человеческой природы» С. Объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С. Остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в С.

Более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ. Богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С. Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона («Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742—45) и Т. Грея (См. Грей) («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации. Лишь в поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие «сельской» темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни.

Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга («Амелия», 1752). Однако окончательно С. Оформляется в творчестве Л. Стерна, чьё незаконченное «Сентиментальное путешествие» (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал «нетождественность» человека самому себе, его способность быть «разным». Но, в отличие от Предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. Чуждо «иррациональное». Противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С. (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) — «чувствительность», не лишённая экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение С.

К собственным возможностям (у Стерна). Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, «мещанские драмы» Д. Дидро, «Мать» Бомарше — во Франции. «серьёзная комедия» К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока — в Германии) обусловили стремительное распространение С. Однако характерно, что в Германии и особенно в предреволюционной Франции демократические тенденции С. Получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение «бури и натиска» (См. Буря и натиск)). Творчество Руссо («Новая Элоиза», 1761) — вершина европейского С. Как позднее И. В. Гёте в «Вертере», Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой («Исповедь»).

В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро («Жак-фаталист», «Племянник Рамо»). Под влиянием С. Развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время французскую и немецкую литературу захлёстывает волна прямых подражаний Стерну. В России представителями С. Были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза», 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С. В значит. Степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка («Письма русского путешественника» Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие.

Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева. Среди литературных жанров С. — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С. Необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его «героем» биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма. В. А. Харитонов. В сценическом искусстве С. Развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для С., привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха.

Новый репертуар потребовал от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные «дворцовые» декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и др. Всё это определило накопление реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в. — Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). Влияние С. В русском театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева. Л. А. Левбарг. Лит. Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970.

Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960. Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965. Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966. Fitzgerald М., First follow nature, N. Y., 1947. История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957. Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII—XVIII веков, М., 1958..

Значения в других словарях
Сентеш

(Szentes) город на Ю.-В. Венгрии, в медье Чонград, на одном из рукавов р. Тиса. 32,5 тыс. Жителей (1970). Ж.-д. Узел и мастерские. Пищевая (мельницы, яично-птичный комбинат, производство овощных консервов) и комбикормовая промышленность. Производство изделий точной механики.. ..

Сентеш-Векерзуг

(Szentes-Veker-zug) могильник скифского времени. 6—4 вв. До н. Э., близ г. Сентеш в Венгрии. В 1950—54 венгерским археологом М. Пардуцем раскопано свыше 150 погребений в неглубоких ямах. Преобладают трупоположения, но есть и трупосожжения (иногда в урнах). Найдены глиняные сосуды, бронзовые украшения, пастовые бусы, железные ножи, наконечники копий, мечи бронз, скифские наконечники стрел. Открыты также конские погребения (некоторые с остатками колесниц). Находки свидетельствуют о связях местного..

Сентимо

(исп. Céntimo, от лат. Centum — сто) разменная монета Испании, Венесуэлы, Гаити, Коста-Рики, Парагвая и Экваториальной Гвинеи, равная 1/100 их национальных денежных единиц.. ..

Сенто

(CENTO — сокращенное от англ. Central Treaty Organization — Организация Центрального договора) см. Организация центрального договора.. ..

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. Sentiment - чувство) - течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма (см. Просвещение), объявил доминантой "человеческой природы" не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании "естественных" чувств, отсюда большой демократизм сентиментализма и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные предст..

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от французского sentiment - чувство), течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины 18 - начала 19 вв. Отталкиваясь от просветительного рационализма (смотри Просвещение>), объявил доминантой "человеческой природы" не разум>, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании "естественных" чувств. Отсюда больший демократизм сентиментализма и открытие им духовного мира простолюдина. Главные представители. С. Ричар..

Сентиментализм

В западноевропейской и русской литературе — литературное направление, явившееся в XVIII и в начале XIX в. Противовесом одностороннему господству так называемой псевдоклассической теории. Оно отводило первостепенное место субъективным излияниям и психологическому анализу, противопоставляло величественному и возвышенному трогательное и стремилось в лице некоторых своих представителей пробудить в сердцах читателей понимание природы и любовь к ней вместе с гуманным отношением ко всем слабым, страдаю..

Сентиментализм

-а, м.. ..

Сентиментализм

Чувствительность.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Сентиментализм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Сентиментализм

1. М.Литературное направление второй половины XVIII в. - начала XIX в., пришедшее на смену классицизму, характеризующееся особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека, к природе и отчасти идеализирующее действительность.2. М.Излишняя чувствительность, сентиментальное отношение к кому-л., чему-л.. ..

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ -а. М. [франц. Sentimentalisme]. ..

Сентиментализм

-а,л. ..

Сентиментализм

(сэ), сентиментализма, мн. Нет, м. (фр. Sentimentalisme). 1. Литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни (лит.). 2. Сентиментальное отношение к окружающему (книжн.). Его речи проникнуты сентиментализмом.. ..

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - литературное направление в Зап. Европе и России XVIII - нач. XIXвв.I. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ. - Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), к-рое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л.Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер «uber naive und sentimentalische Dichtung» (О наивн..

Сентиментализм

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. ..

Сентиментализм

- (от фр. Sentiment — чувство, чувствительность) — литературное направление второй половины XVIII в. - нач. XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Возник как реакция на жесткие рамки классицизма. Важнейшее свойство С. - стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях. Уходя от прямолинейности, свойственной классицизму, С. Обращается к изображению частной человеческой жизни. Главными темами С. Ста..

сентиментализм

(от франц. Sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче вс..

Сентиментализм

(франц. Sentimentalisme, от англ. Sentimental - чувствительный. От франц. Sentiment - чувство. Нем. Empfindsamer Stil - чувствительный стиль) - течение в лит-ре и иск-ве с середины до конца 18 в. В его основе лежало стремление к раскрепощению человека, свободе и непосредственности проявления его чувств и влечений. В противовес рационалистической эстетике классицизма сентименталисты выдвигали на первый план в иск-ве способность взволновать и растрогать, вызвать сопереживание. В центре их внимания..

Сентиментализм

- чувство - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII—начале XIX вв. Объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и путь к идеальной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств, отсюда большой демократизм С. И открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители. С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смоллетт, Ж. Ж. Руссо, писатели «Бури и натиска». Вершина С. В России..

Дополнительный поиск Сентиментализм Сентиментализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сентиментализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сентиментализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 14 символа