Сказка
один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. Называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. Видов художественной эпики С. Отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. Связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих С. Нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король.
В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли. В С. Изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни С. Продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. Народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем С. Обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. Свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. Известно во многих вариантах. Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из которых имеет особую морфологическую структуру.
С. О животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных С. Также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные С. О змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. Всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. Д. Авантюрные С. Излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики.
Герои этих С. Проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. Об исторических деятелях. Бытовые С. Часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. Н. Докучные С. И др. Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике (См. Фольклористика) изучали С. Как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в С. Разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов.
Советская фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сборники С. Разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных С. «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких С. Братьев В. И Я. Гримм, сборник русских С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. Время опубликованы многочисленные сборники С. Народов СССР. С. Постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные С. Таковы сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов.
Литературе — А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей С. Являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. Обращаются художники и композиторы. Справочники. Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929. Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1—6, Bloomington (Ind.), [1955—58]. Boltc J. Und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausmärchcn der Brüder Grimm, Bd 1—5, Lpz., 1913—32. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc's Verzeichnis der Märchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. Rev., Hels., 1961. Лит. Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. Мастера, т. 1—2, М.
— Л., [1932]. Веселовский А. Н., Собр. Соч., т. 16, М. — Л., 1938. Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958. Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965. Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969. Его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946. Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974. Lüthi Max, Märchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964. Thompson S., The folktale, N. Y., 1946. Э. В. Померанцева. Сказка. И. Я. Билибин. «Баба-яга в ступе». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Акварель, тушь, серебро, золото. 1900. Музей Гознака. Москва..
Дополнительный поиск Сказка
На нашем сайте Вы найдете значение "Сказка" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 6 символа