Слепцов
IСлепцо́в Александр Александрович [28.9(10.10).1836 — 22.6(5.7).1906], русский революционер. Сын помещика. Окончил Александровский лицей (1856), служил во 2-м отделении Собственной его императорского величества канцелярии. Один из организаторов и основателей «Земли и воли» (См. Земля и воля) 1860-х гг., член ЦК общества. В январе 1863 выехал за границу, где был близок редакции «Колокола» и участвовал в деятельности «молодой эмиграции» (См. Молодая эмиграция). В 1868 вернулся в Россию. Служил в министерствах просвещения и финансов, занимался преподаванием и журналистикой. В конце 1870 от имени научного журнала «Знание» обращался к К. Марксу с предложением о сотрудничестве. Записки С., написанные в 1905—06, важнейший источник для изучения истории «Земли и воли» 1860-х гг.
Лит. Рейсер С. А., Воспоминания А. А. Слепцова, в сборнике. Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, т. 3, Саратов, 1962. Коротков Ю. Н., У истоков первой «Земли и воли», в сборнике. Исторические записки, т. 79, М., 1966.IIСлепцо́в Василий Алексеевич [19(31).7.1836, Воронеж, — 23.3(4.4).1878, Сердобск, ныне Пензенской области], русский писатель. Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете (1854—55). В 1857—62 был чиновником. Увлечённый социалистическими идеями Н. Г. Чернышевского (в частности, его романом «Что делать?»), С. Создал в 1863 в Петербурге первую коммуну, вызвавшую к жизни множество подобных общежитий. В 1866 привлекался по делу Д. В. Каракозова. До конца жизни находился под надзором полиции. Литературная деятельность С.
Началась в конце 1850-х гг. Первый цикл очерков «Владимирка и Клязьма» опубликован в 1861. Очерки были замечены деятелями «Современника». Следующий очерковый цикл — обличительный портрет расхваленного либеральной печатью «образцового города» — «Письма об Осташкове» — появился уже в этом журнале в 1862—63. В 1863—66 были опубликованы рассказы и драматические этюды С. О простых людях. «Питомка», «Ночлег», «Казаки» («Свиньи»), «Мёртвое тело» и др. В них — правдивое изображение народа, живые будничные сцены, динамичные диалоги. В «Современнике» же было напечатано и самое значительное произв. С. — повесть «Трудное время» (1865), отличающаяся широтой охвата жизненного материала, постановкой коренных вопросов переломной эпохи (драматическое положение народа и разночинца, идейная борьба времени, духовное развитие женщины).
Сама форма повествования («включение» в авторскую речь голоса героя-демократа Рязанова) способствует выражению неограниченного доверия С. Именно к этому герою, человеку аналитического ума, развитого чувства гражданской ответственности. Согласия автора с его оценками, глубоким и тонким пониманием «трудного времени». Эта повесть близка фельетонам-обозрениям С. «Петербургские заметки» (1863), «Провинциальная хроника» (1865), «Новости петербургской жизни» (1867), также воспроизводящим атмосферу реакции, «трудного времени». Некоторые замыслы произведений С. 70-х гг. Не были осуществлены (например, роман «Остров Утопия»), другие реализованы лишь частично (первые главы романа «Хороший человек», опубликованы в «Отечественных записках» в 1871).
Личность и творчество С. — писателя, актёра, режиссёра, организатора научно-популярных лекций, поборника женского равноправия — вызвали интерес у многих деятелей литературы и искусства (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, М. Горький, К. С. Станиславский). Краткость, сдержанность повествовательной манеры С. Предвосхитили некоторые черты художественной системы А. П. Чехова. Соч. Соч., т. 1—2, СПБ, 1866. Соч. [Вступ. Ст. И коммент. К, И, Чуковского], т. 1—2, М., 1957. «Литературное наследство», т. 71, Василий Слепцов. Неизвестные страницы, М., 1963. Избр. Произв. [Вступ. Ст. И примеч. М. Л. Семановой], Л., 1970. Лит. Горький М., О Василии Слепцове, Собр. Соч., т. 24, М., 1953. Чуковский К., Жизнь и творчество Василия Слепцова. Тайнопись «Трудного времени». История Слепцовской коммуны, в его кн.
Люди и книги, 2 изд., М., 1960. Семанова М. Л., Творчество В. А. Слепцова, в сборнике. Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в., М., 1962. Её же, Художественное своеобразие повести В. А. Слепцова «Трудное время», Л., 1974. М. Л. Семанова. В. А. Слепцов..
Дополнительный поиск Слепцов
На нашем сайте Вы найдете значение "Слепцов" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слепцов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа