Советы народного хозяйства

74

совнархозы (СНХ), государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР (1917—32, 1957—65). В конце декабря 1917 — январе 1918, вслед за образованием Высшего совета народного хозяйства (См. Высший Совет народного хозяйства) (ВСНХ), начали создаваться местные СНХ — губернские, районные (областные), уездные. Районные СНХ объединяли по несколько губерний (Северный промышленный район — 8 губерний, Московский — 11, Уральский — 8 и т.д.). Согласно «Положению о районных (областных) и местных советах народного хозяйства» (утверждено ВСНХ 23 декабря 1917), СНХ создавались «как местные учреждения по организации и регулированию производства, руководимые Высшим Советом Народного Хозяйства и действующие под общим контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Местные СНХ наделялись основными функциями. Решение вопросов принципиальных и общих для всего экономического района, руководство низшими органами рабочего контроля, выяснение потребностей района в топливе, сырье, полуфабрикатах, орудиях производства, рабочей силе, средствах транспорта, продовольствии, выработке планов распределения заказов и т.д. СНХ начинали работу в обстановке хозяйственной разрухи, вызванной империалистической войной, саботажа капиталистов и чиновников, парализовавшего работу многих предприятий и учреждений. В этих условиях ВСНХ и местные СНХ выполняли историческую задачу собирания и возрождения национализированной промышленности. По мере увеличения числа национализированных предприятий расширялся круг деятельности СНХ.

С мая 1918 по января 1920 состоялись три Всероссийских съезда СНХ, на которых выступал В. И. Ленин. С расширением хозяйственного строительства и накоплением опыта совершенствовалась система государственного управления экономикой. В апреле 1920 был образован Совет труда и обороны (СТО), а в феврале 1921 — Госплан. В 1922, в связи с образованием СССР, ВСНХ присвоены права объединённого наркомата. В непосредственном ведении ВСНХ СССР оставлены предприятия союзного значения. В августе 1926 в ВСНХ были созданы главные управления по отраслям (главки). По мере успехов социалистической индустриализации руководить разросшимися отраслями промышленности главкам ВСНХ становилось всё труднее. ЦИК и СНК СССР 5 января 1932 преобразовали ВСНХ СССР в общесоюзный наркомат — Наркомтяжпром, выделив из его ведения лёгкую и лесную промышленность и образовав Наркомлегпром и Наркомлеспром.

С дальнейшим развитием промышленности и созданием новых отраслей производства происходило разукрупнение промышленных наркоматов (с марта 1946 — министерств). К 1957 имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. Сложившиеся в СССР формы хозяйственного руководства промышленностью в виде специализированных министерств и ведомств по важнейшим отраслям позволили сконцентрировать усилия партии и государства на создании решающих отраслей тяжёлой индустрии, подготовке высококвалифицированных инженерно-технических кадров, экономистов и организаторов производства. К 1957 объём промышленной продукции в СССР увеличился в сравнении с довоенным 1940 почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек — 100 тыс.

Руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. Кроме того, в работе министерств имелись серьёзные недостатки. Ведомственные барьеры мешали специализации и кооперированию предприятий, не позволяли в должной мере использовать местную инициативу. В поисках путей совершенствования системы управления промышленностью и строительством Февральский пленум ЦК КПСС (1957) принял постановление о переходе к территориальному принципу управления по экономическим административным районам и об образовании совнархозов. В 1957 было образовано 105 экономических административных районов, в том числе в РСФСР — 70, в УССР — 11, в Казахской ССР — 9, в Узбекской ССР — 4, в остальных 11 союзных республиках — по одному.

25 общесоюзных и союзно-республиканских министерств было упразднено. Структура СНХ определялась спецификой экономического района, но организационные принципы оставались едиными. Каждый СНХ имел отраслевые и функциональные управления и отделы. Отраслевые объединяли однородные предприятия (например, металлургические, топливные, машиностроительные, пищевые и т.д.). При них создавались технические советы, функциональные управления или отделы (планово-экономические, технические, материально-технического снабжения, капитальных вложений, финансовые, труда и зарплаты, кадров и др.), которые осуществляли работу по координации, планированию, контролю исполнения. С образованием СНХ экономических административных районов возросла ответственность местных партийных и советских органов за руководство хозяйством.

Положительной стороной работы СНХ было объединение в ряде случаев родственных предприятий, создание межотраслевых предприятий по ремонту оборудования, производству заготовок, инструмента и т.п. Но с течением времени стали выявляться крупные недостатки в территориальной системе управления. С ликвидацией министерств нарушилось централизованное руководство отраслью промышленности как единым целым в производственно-техническом отношении. СНХ были не в состоянии обеспечить единство технической политики, комплексно решать научно-технические проблемы развития отраслей. Попыткой устранить обнаружившиеся недостатки явилось образование республиканских СНХ в РСФСР, УССР и Казахской ССР (1960), укрупнение СНХ (1962), организация СНХ СССР (1962) и ВСНХ СССР (1963—65), создание Государственных комитетов по некоторым отраслям промышленности.

Однако эти организационные мероприятия не ликвидировали противоречия между основной тенденцией отраслевого развития современной промышленности и системой территориального управления ею. Как отмечалось в Отчётном докладе ЦК 23-му съезду КПСС (март 1966), в работе промышленности стали наблюдаться такие отрицательные явления, как замедление темпов роста промышленности и производительности труда, снижение эффективности использования производственных фондов и капитальных вложений. «Территориальная система управления промышленностью привела к тому, что руководство отраслями промышленности оказалось раздробленным по многочисленным экономическим районам. Нарушалось единство технической политики, научно-исследовательские организации оказались оторванными от производства, что тормозило разработку и внедрение новой техники» (XXIII съезд КПСС.

Стенографический отчёт, 1966, с. 54). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965), рассмотревший вопросы улучшения управления промышленностью, совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства, потребовал привести формы управления, планирования и стимулирования в промышленности в соответствие с современными технико-экономическими условиями и уровнем развития производительных сил страны. Была подчёркнута важность сочетания централизованного отраслевого управления с местной хозяйственной инициативой. Пленум ЦК КПСС признал необходимым образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства. Законом, принятым Верховным Советом СССР 2 октября 1965, ВСНХ СССР, СНХ СССР, республиканские СНХ и СНХ экономических районов были упразднены и образованы промышленные министерства.

Лит. Ленин В. И., Речь на I съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 г., Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 36. Его же, Речь на II Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 25 декабря 1918 г., там же, т. 37. Его же, Речь на III Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 27 января 1920 г., там же, т. 40. Куйбышев В. В., Система промышленного управления, М. — Л., 1927. О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством. Постановление Пленума ЦК КПСС от 14 февраля 1957 г., М., 1957. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 29 сентября 1965 года, в кн.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т. 8, М., 1972. Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1, М., 1973, с. 207—10, 300—17. Косыгин А. Н., Избр. Речи и статьи, М., 1974, с. 259—98. С. P. Гершберг.

Значения в других словарях
Советы крестьянских депутатов

выборные политические организации, впервые возникшие в ряде мест России в ходе Революции 1905—07 по примеру Советов рабочих депутатов (См. Советы рабочих депутатов). В ходе Февральской революции 1917 создавались как органы революционной власти. После Октябрьской революции 1917 слились с Советами рабочих и солдатских депутатов (См. Советы рабочих и солдатских депутатов). Подробнее см. Советы депутатов трудящихся. ..

Советы мусульманских рабочих депутатов

выборные политические организации пролетариата коренных национальностей Средней Азии, возникли в результате творчества масс в ходе Февральской революции 1917 по примеру Советов рабочих депутатов (См. Советы рабочих депутатов), с которыми были тесно связаны. ..

Советы рабочих депутатов

выборные политические организации рабочего класса России, впервые возникшие в ходе Революции 1905—07. Во время Февральской революции 1917 создавались как органы революционной власти. В большинстве случаев образовывались единые Советы рабочих и солдатских депутатов. Подробнее см. Советы депутатов трудящихся. ..

Советы рабочих и солдатских депутатов

выборные политические организации рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февральской революции 1917. После победы Октябрьской революции 1917 — органы власти трудящихся. Создавались на основе опыта Советов рабочих депутатов в 1905—07. Пройдя сложный путь развития, С. Р. И с. Д. Стали к октябрю 1917 большевистскими. С установлением Советской власти с С. Р. И с. Д. Слились Советы крестьянских депутатов, образовалась единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (См. Советы..

Советы Народного Хозяйства

(Совнархозы) - органы управления пром-стью в СССР. С. Н. Х. Начали создаваться в дек. 1917. Уже летом 1918 они существовали во всех губерниях и уездах Сов. России. Существовали также областные С. Н. Х. (Уральский, Московский, Сев. Р-на и др.), к-рые охватывали территории неск. Губерний. С. Н. Х. Имели двойное подчинение. Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ) и местным Советам. Во главе совнархозов Коммунистич. Партия поставила А. Ф. Артема, И. Ф. Арманд, В. В. Куйбышева, Я. Э. Рудзутака, М. ..

Дополнительный поиск Советы народного хозяйства Советы народного хозяйства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Советы народного хозяйства" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Советы народного хозяйства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 26 символа