Сонет
(итал. Sonetto, от прованс. Sonet — песенка) твёрдая стихотворная форма. Стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия (Катрена) и 2 трёхстишия (терцета). В катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах — 2 или 3. Наиболее обычны 2 типа расположения рифм. 1) «итальянский» — катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cdc cde. 2) «французский» — abba abba и ccd eed или ccd ede. Стих С. — 11-сложник в итальянской и испанской поэзии, 12-сложник — во французской, 5-стопный ямб в английской, 5- и 6-стопный ямб — в немецкой и русской поэзии. От классической схемы возможны разнообразные отклонения. Изменение порядка рифм (abab baab, «Поэту» А. С. Пушкина), введение лишних рифм (abba cddc и т.п.), введение лишних строк (С.
С кодой (См. Кода) и т.п.), вольный порядок катренов и терцетов, использование нетрадиционных размеров и т.д. Из таких «вольных форм» канонизирован до некоторой степени лишь «английский С.» шекспировского типа (abab cdcd efef gg). Чёткое внутреннее членение С. Позволяет подчеркнуть диалектическое развитие темы. Уже ранние теоретики предусматривали «правила» не только для формы, но и для содержания С. (паузы, точки на границах строф. Ни одно значащее слово не повторяется. Последнее слово — смысловой ключ всего стихотворения и пр.). В новое время развёртывание темы по 4 строфам С. Не раз осмыслялось как последовательность «тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез», «завязка — развитие — кульминация — развязка» и т.п.
Из всех твёрдых стихотворных форм европейской поэзии только С. Получил широкое и свободное применение в лирике. С. Возник в Италии в 1-й половине 13 в. Классическую форму получил во Флоренции в конце 13 в. (Данте), широчайшую популярность завоёвывает благодаря Ф. Петрарке (См. Петрарка) (317 сонетов о Лауре), господствует в лирике итальянского Возрождения и барокко, с 16 в. Переходит в Испанию, Португалию, Францию, Англию (Л. Де Вега, Л. Камоэнс, П. Ронсар, Дю Белле, У. Шекспир, Дж. Донн и др.), в 17 в. Достигает Германии, в 18 в. — России (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков). Романтизм возрождает интерес к С., упавший в эпоху классицизма и Просвещения. Центром культуры С. Являются Германия (А. Шлегель, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, Э.
Б. Браунинг, Д. Г. Россетти), отчасти слав. Страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России — А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев) и Франция (Ш. Бодлер, Ж. Эредиа). С. Культивировала поэзия символизма и модернизма — П. Верлен, П. Валери, Г. Д'Аннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. И. Иванов, В. Я. Брюсов и др. Из поэтов, преодолевших модернизм, — И. Бехер, но ни для одного из них эта форма не стала основной в его творчестве. В сов. Поэзии с формой С. Экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов и др. Лит. Гроссман Л., Поэтика русского сонета, в его кн. Борьба за стиль, М., 1927. Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960. Мороз О. Н., Етюди про сонет, Київ, 1973 (лит.). Monch W., Das Sonett. Gestalt und Geschichte, Hdlb., 1955 (лит.). М. Л. Гаспаров.
Дополнительный поиск Сонет
На нашем сайте Вы найдете значение "Сонет" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сонет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа