Социальный дарвинизм
идейное течение в буржуазном обществоведении конца 19 — начала 20 вв., которому свойственно сведение закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора (См. Естественный отбор), борьбы за существование (См. Борьба за существование) и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Наиболее ранним предшественником С. Д. Явился Т. Мальтус, а непосредственным его инициатором — Г. Спенсер. С. Д. Чрезвычайно разнороден. Среди его представителей сторонники социального неравенства (амер. Социолог У. Самнер) и его противники (итал. Социологи М. А. Ваккаро, Э. Ферри). Буржуазные реформисты (амер. Социолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в общественном развитии (Спенсер, Самнер).
Некоторые, наиболее реакционные варианты С. Д. Тесно связаны с Расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции), другие — с психологическим направлением в социологии (например, англ. Социолог У. Беджгот, австр. Социолог Г. Ратценхофер, Смолл). Биологизация общественных процессов осуществлялась в С. Д. В различной форме. Нем. Социологи Ф. Шальмайер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концепции из принципов биологической эволюции. Др. Социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей — с другой (Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация общественных процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов, возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей и в результате их стремления к господству (концепция австр.
Социолога и юриста Л. Гумпловича). С. Д. В известной мере обосновывал связь биологических и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармоническое целое, подчёркивал конфликтный и противоречивый характер общественного развития. В работах некоторых социальных дарвинистов исследовались определённые стороны жизни первобытных обществ, роль социальных норм и обычаев в регулировании поведения человека. Однако основополагающие принципы С. Д. Несостоятельны. Основные теоретические пороки С. Д. Натурализм в истолковании общественых явлений, отрицание их специфичности и связанный с этим редукционизм, т. Е. Сведение общественных закономерностей к биологическим. Вульгарная трактовка эволюционной теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли социальных конфликтов, которые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями.
Наиболее реакционные варианты С. Д. Служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, милитаризма и экспансионизма во внешней политике. Лит. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20. Дарвинизм и марксизм, Хар., 1923. Кон И. О., Позитивизм в социологии, Л,, 1964. Hofstadter R., Social darwinism in american thought, rev. Ed., N. Y., 1959. Rogers J., Darwinism and social darwinism, «Journal of the History of Ideas», 1972, v. 33, № 2. А. Б. Гофман.
Дополнительный поиск Социальный дарвинизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Социальный дарвинизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социальный дарвинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 20 символа