Сравнительно-исторический метод
IСравни́тельно-истори́ческий ме́тод научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Разновидность исторического метода (см. Историзм). С.-и. М. Позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития. Можно вычленить различные формы С.-и. М. Сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов. Сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития.
Историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению. Сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений. Уже Аристотель использовал историческое сравнение в анализе политических форм античности. Однако общепризнанным С.-и. М. Становится лишь в 19 в., получив разнообразное применение в языкознании (см. Сравнительно-историческое языкознание), в социологии, юриспруденции, литературоведении (см. Сравнительно-историческое литературоведение), этнографии (как основной метод эволюционной школы), культуроведении и др. В буржуазной социологии 19 в. Интерес к С.-и. М. Связан с идеями О. Конта и Г. Спенсера, которые видели в С.-и. М. Основной метод социологического исследования, причём истолковывали его в духе эволюционистской линейно-прогрессивной трактовки развития (См.
Развитие). С.-и. М. Использовался М. М. Ковалевским (См. Ковалевский). Э. Дюркгейм видел в сравнительной социологии сущность социологии вообще. В это же время предпринимаются попытки соединить С.-и. М. В социологии со статистическими методами (А. Кетле, Бельгия), с анализом структуры систем и их эволюции. Однако изучение структур и систем было связано с критикой С.-и. М. Ранний функционализм (Б. Малиновский и др.) противопоставил эти методы друг другу, сделав акцент на изучении функционирования общественных систем в противовес их динамике, развитию. В современных условиях основная тенденция состоит в попытках соединения С.-и. М. Со структурно-функциональным анализом (См. Структурно-функциональный анализ), в выявлении процессов изменения различных социальных структур.
Аналогичный процесс происходит в языкознании, которое было ориентировано в этом направлении Ф. Соссюром. Критика культурно-исторической школы В. Дильтея (См. Дильтей), осуществленная в социологии Э. Трёльчем и М. Вебером, привела к преобразованию в их теориях С.-и. М. В сравнительно-типологический метод (с помощью последнего Вебер анализировал социальные структуры и мировые религии). Во 2-й половине 20 в. После периода пренебрежения в различных общественных науках возрождается интерес к С.-и. М. Линия сравнительного изучения разнообразных культурных ценностей и норм представлена в теории культурно-исторических типов (П. Сорокин, А. Тойнби), где, однако, каждая культура предстаёт как замкнутое целое и не рассматривается процесс их трансформации друг в друга, их развитие.
Она продолжается в сравнительном исследовании ряда социальных институтов, например семьи (Р. Бенедикт, М. Мид — США, и др.). Эта тенденция переосмысления значения С.-и. М. Характерна для культурной антропологии и языкознания. В 1960 создано Международное общество сравнительного изучения цивилизаций. В работах основоположников марксизма С.-и. М. Использовался при изучении общественно-экономических формаций, различных типов политической и экономической структуры внутри одной формации, в анализе ряда социальных институтов (государства, семьи, армии и т.п.), социальных движений и идеологий. При этом С.-и. М. Сочетался с исследованием структуры и функций исторических явлений. На базе марксистской методологии развернулись сравнительно-исторические исследования в исторической науке, этнографии, литературоведении, которые привели к формированию специфических направлений — сравнительного языкознания, литературоведения и др.
Лит. Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, М. — Л., 1938. Тимирязев К. А., Исторический метод в биологии, М. — Л., 1943. Жирмунский В. М., Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса, М., 1958. Вопросы методики сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков, М., 1956. Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972. Readings in cross-cultural methodology, ed. Moore F. W., New Haven, 1966. March R., Comparative sociology. 1950—1963, «Current sociology», 1966, v. 14, №2. Holt R., Turner J., The methodology of comparative research, N. Y., 1970. Przeworski A., Teune Н., The logic of comparative social inquiry. N. Y., 1970. А. П. Огурцов. IIСравни́тельно-истори́ческий ме́тод в языкознании, система исследовательских приемов, применяющихся в целях установления родства языков и изучения развития родственных языков.
См. Сравнительно-историческое языкознание.
Дополнительный поиск Сравнительно-исторический метод
На нашем сайте Вы найдете значение "Сравнительно-исторический метод" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сравнительно-исторический метод, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 31 символа