Стоицизм
(от греч. Stoa — портик) одно из главных течений эллинистической и римской философии — наряду с эпикурейской школой (См. Эпикурейская школа) и Скептицизмом. Философская школа стоиков получила своё название от «живописной Стои» — афинского портика, где она помещалась. Первый период С. (3—2 вв. До н. Э.) — т. Н. Древняя Стоя. Его основатели — Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Хрисипп Солский и их ученики. Эта первая, классическая форма С. Отличалась крайней жёсткостью и ригоризмом этического учения, смягчение которого относится ко второму периоду С. (2—1 вв. До н. Э.) — т. Н. Средней Стое. Главными представителями её являются Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма.
К этому же времени относится и римский С. Третьим периодом С. (1—2 вв. Н. Э.) — т. Н. Поздней Стоей, для которой характерна тенденция к сакрализации, считается стоический платонизм Сенеки (См. Сенека), Эпиктета, Марка Аврелия (См. Аврелий) и др. В дальнейшем С. Эволюционировал в направлении Неоплатонизма и в конце концов растворился в нём. С. Впервые ввёл строгое разделение философии на логику, физику и этику. В физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает всё существующее в результате её превращения в другие стихии. Первоогонь — это, по терминологии стоиков, пневма, «дух», «дыхание», которое разливается в мире и создаёт все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе.
Первоогонь, а также имманентно присущий ему Логос истекают с бесконечно разнообразной степенью бытийной напряжённости. Материя, будучи тождественной логосу, также отличается бесконечно разнообразной степенью грубости или тонкости. Она различна в неодушевлённых и одушевлённых существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах. Первоогонь-логос — это художественно-творческий огонь, разумно созидающий мир и управляющий им, так что стоики назвали его «провидением». Каждый человек — одно из бесчисленных перевоплощении космического первоогня-пневмы, и этим обосновывалось внутреннее бесстрастие человека. Всё существующее — телесно, включая людей, богов, любые свойства души. Некоторые из стоиков объявили нетелесным пустое пространство, место, время и предметы высказывания.
В целом материализм стоиков резко отличался от материализма греч. Классики своей телеологией (См. Телеология), Провиденциализмом и Фатализмом. Художественный первоогонь изливается «сперматическими логосами», или «осеменяющими идеями», пронизывающими весь космос («всецелое смешение») и образующими т. Н. Космическую «симпатию» — всеобщую взаимопроницаемость и взаимопревращасмость. Гераклитовскую идею периодического воспламенения космоса и очищения его стоики сочетали с учением об абсолютной повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара. В этике своим ригоризмом стоики были близки к киникам (См. Киники), но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стоики проповедовали идеал мудреца, который любит свой рок (amor fati — «любовь к року»).
Творческий «огонь», «провидение» и «рок» — одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется и страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме которой ничего не существует. Глупость — это сумасшествие, состояние, свойственное подавляющему числу людей. Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практическая «мудрость», или «сила духа», которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов (Апатия), непоколебимая моральная «выпрямленность» и «обязанность» как честно и посильно выполняемый долг.
Все потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. Присущ абсолютный ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т.к. Это приобщит его к идеальной разумности мирового целого. По преданию, Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством. Это утверждалось и о многих других стоиках древности. Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое государство, а все люди — его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве.
Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии идеи человеческого равенства. Стоики впервые ввели термин «логика», которую они понимали как науку о словесном выражении. Стоическая логика делится на риторику и диалектику, а диалектика — на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом», или «предмете высказывания», что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово», а полное — как «предложение». Такой же смысл имеют и относящиеся к «слову» четыре логические категории. Нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее и частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т.
Е. Находящееся в соотношении с другими случайными свойствами). «Предложения» делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические. Поскольку логика в С., будучи семантическим анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении. Стоическое учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие античной грамматики (Дионисий Фракийский, 1 в. До н. Э., и др.). Фрагменты. Stoicorum veterum frag-meirta, hrsg. Von H. V. Arnim, Bd 1—4, Stuttg., 1968. Vogel C. J. De, Greek philosophy, v. 3, Leiden, 1959, p. 44—183 (греч. Текст и англ. Пер.). В рус. Пер. — Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн. История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 137—47. Лит. Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956 (имен.
Указатель). Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы, СПБ, 1912, с. 175—227. История философии, T. I, М., 1940, с. 283—304. Zeiler Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl,, Bd 3, Abt. I, Lpz., 1923, S. 27—372, 572—609, 699—791. Barth Р., Die Stoa, 6 Aufl., Stuttg., 1946. Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959. Mates B,, Stoic logic,, Berk. — Los Ang., 1961. Goldschmidt V., Le systeme stoicien et l'idee detemps, P.,1969. Rist J., Stoic philosophy, Ь.,1969(лит. С. 290—95). Pohlenz M., Die Stoa, Bd 1—2, Gött., 1970—72. Frede M., Die Stoische Logik, Gött., 1974. А. Ф. Лосев.
Дополнительный поиск Стоицизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Стоицизм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стоицизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа