Сцена
(лат. Scaena, от греч. Skēne̅́— палатка, шатёр, театральные подмостки) место театрального действия. Современный тип С. Сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре (См. Орхестра) — круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал Проскений, в древнеримском театре — Просцениум. В средние века С. Служили площади городов и деревень. С расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов. Двухэтажные повозки — Педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия).
В Англии 16 в. С. Служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. В Англии сложился тип так называемой шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за которыми была внутренняя С., за ней во 2-м ярусе галереи — верхняя С. В 1-й половине 16 в. В Италии появилась глубинная перспективная С. С просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С. Серлио). Здесь же в конце 16 — начале 17 вв. Возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия.
В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм — телариев (См. Теларии), в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) — кулисные машины, получившие распространение в 18 в. На всех европейских С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон — декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. Становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 — вращающейся (Мюнхен, инженер.
К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. Начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях). Сложившийся тип классической С. Представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием — зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. Зависят от размеров зеркала С. Так, её высота в 2,5—3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. Делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и Трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5—2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами.
Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям «проваливаться» от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан Поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы С. Обеспечивающие непрерывность сценического действия,— помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2—3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.
Лит. Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930. Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935—40. Unruh W., Theatertechnik, В., 1969. Г. В. Шевелев.
Дополнительный поиск Сцена
На нашем сайте Вы найдете значение "Сцена" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сцена, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа