Сцена

106

(лат. Scaena, от греч. Skēne̅́— палатка, шатёр, театральные подмостки) место театрального действия. Современный тип С. Сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре (См. Орхестра) — круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал Проскений, в древнеримском театре — Просцениум. В средние века С. Служили площади городов и деревень. С расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов. Двухэтажные повозки — Педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия).

В Англии 16 в. С. Служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. В Англии сложился тип так называемой шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за которыми была внутренняя С., за ней во 2-м ярусе галереи — верхняя С. В 1-й половине 16 в. В Италии появилась глубинная перспективная С. С просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор С. Серлио). Здесь же в конце 16 — начале 17 вв. Возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия.

В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм — телариев (См. Теларии), в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) — кулисные машины, получившие распространение в 18 в. На всех европейских С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон — декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. Становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 — вращающейся (Мюнхен, инженер.

К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. Начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях). Сложившийся тип классической С. Представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием — зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. Зависят от размеров зеркала С. Так, её высота в 2,5—3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. Делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и Трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5—2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами.

Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям «проваливаться» от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан Поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы С. Обеспечивающие непрерывность сценического действия,— помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2—3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

Лит. Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930. Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935—40. Unruh W., Theatertechnik, В., 1969. Г. В. Шевелев.

Значения в других словарях
Сцегенный

(Sciegienny) Петр (19.1. 1801, Бильча, близ г. Кельце, — 6. 11. 1890, Люблин), польский революционер. Выходец из крестьянской семьи. Став священником, С. С конца 30-х гг. Развернул революционную пропаганду среди крестьян, используя специально написанные им произведения, в которых осуждались социальное неравенство и эксплуатация, доказывались закономерность и справедливость революционные войны эксплуатируемых против угнетателей, выдвигался лозунг единения народных масс разных национальностей. Рев..

Сцегенный Петр

Сцегенный (Sciegienny) Петр (19.1. 1801, Бильча, близ г. Кельце, — 6. 11. 1890, Люблин), польский революционер. Выходец из крестьянской семьи. Став священником, С. С конца 30-х гг. Развернул революционную пропаганду среди крестьян, используя специально написанные им произведения, в которых осуждались социальное неравенство и эксплуатация, доказывались закономерность и справедливость революционные войны эксплуатируемых против угнетателей, выдвигался лозунг единения народных масс разных национальн..

Сценарий

(итал. Scenario, от лат. Scaena — сцена) 1) сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации (См. Импровизация). Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др. С. Характерен для различных видов народного театра (Мим, Ателлана, Фарс, Комедия дель арте, ярмарочный театр), развивавшихся на основе устного народного творчества. С появле..

Сценарный договор

по советскому праву вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования в кино- или телевизионном фильме. С. Д. Заключается обычно в порядке заказа с выплатой автору Аванса и с полным расчётом после одобрения сценария (в кино). ..

Сцена

СЦЕНА (лат. Scaena - от греч. Skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр.. ..

Сцена

СЦЕНА (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены - древнегреческая орхестра>. Тип театральной сценической площадки, близкий современной глубинной сцене-коробке, возник в Италии в 16 в. И утвердился в 17 в. 2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.. ..

Сцена

Устраивать сцену кому. Разг. Учинять скандал кому-л. /em> Калька с франц. Faire une scène. БМС 1998, 560. ФСРЯ, 465. ШЗФ 2001, 63.. ..

Сцена

см.:АктАппетит. ..

Сцена

(лат. Scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. Представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) возвышенное место в зрительной зале, на котором происходит представление. 2) к.-н. Отдельное явление в драматическом произведении часть пьесы, рассматриваемая как целое. 3) зрелище во..

Сцена

См. Случай, театр. ..

Сцена

(иноск.) - театрСр. Он обладает феноменальным голосом. Есть у него и наружность, пригодная к сцене. Кажется, - чего больше. Тяп-ляп и выйдет корабль. Взял, костюм надел, да и действуй хоть в "Пророке".П. Боборыкин. На ущербе. 2, 10.Ср. Scena (лат.) σОєО·ОЅО®, сцена - шалаш.см. Скиния.см. Тяп да ляп.см. Феномен.. ..

Сцена

Ж. Франц. Явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине. | часть драматического представленья, выход, явленье. | место, где что-либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. Помост в театре. Явиться на сцену, выдти, выступить на показ. Явиться на театре, играть. Сцена изображает улицу, лес. Давно ли он на сцене. В актерах. Сценический, ко сцене относящ.. ..

Сцена

Ж.1) а) Место, где происходит театральное представления.б) перен. Театр, сценическое искусство, театральная деятельность.2) Отдельная часть действия, акта театральной пьесы.3) а) Отдельный эпизод, изображаемый в пьесе, романе, картине.б) Случай, наблюдаемый в жизни. Происшествие, эпизод.4) перен. Крупный разговор, излишне эмоциональное объяснение, ссора.. ..

Сцена

СЦЕ́НА -ы. Ж. [лат. Scaena из греч.]. ..

Сцена

-ы, ж. 1. Специальная площадка, на к-рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. Перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен. Оставить поле деятельности). 3. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах. 4. Происшествие, эпизод. Наблюдать за уличной сценой. 5. Крупный разговор, объяснение. Семейная с. II умелый. Сценка, -и, ж. (к 1 и 4 знач.)..

Сцена

Сцены, ж. (латин. Scena от греч. Skene, букв. Шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на сцене. Работник сцены. 2. Отдельная часть действия, акта театральной пьесы, явление. Действие второе, сцена четвертая. 3. Отдельный эпизод в романе, повести, рассказе, изображающий действия, столкновение персонажей. Сцена прощания в романе Л. Толстого "Воскресен..

Сцена

Заимств. В начале XVIII в. Из лат. Яз., где scaena <. Греч. Skēnē «театральные подмостки» >. «театральное произведение» <. «шатер, палатка».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сцена

Сце́на Через нем. Szene из лат. Sсаеnа "подмостки" через этрусск. Посредство из греч. Σκηνή. См. В. Шульце, KZ 51, 242. Kl. Schr. 638 и сл. Вальде–Гофм. 2, 485.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Сцена

Специально оборудованная часть зрелищного здания, используемая для представлений. ..

Сцена

— площадка, на которой происходит представление. В пьесе, спектакле - часть действия, актз. В широком смысле то же, что театр.. ..

Дополнительный поиск Сцена Сцена

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сцена" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сцена, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа