Сюрреализм

99

(франц. Surréalisme, буквально — сверхреализм) авангардистское направление в художественной культуре 20 в. Первоначально возникло во Франции. Теоретически и организационно сложилось к середине 20-х гг. «Манифест сюрреализма» А. Бретона (1924), журнал «La Revolution surrealiste» («Сюрреалистическая революция», 1924—29), первая выставка С. В Париже (1925). Среди основателей С. Были писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Мэн Рей, Х. Арп, П. Руа, А. Массой, Х. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит, кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак. Некоторое время близки к С. В живописи были П. Пикассо и П. Клее, в области кино — Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний — и в поэзии, и в живописи).

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (который выдвинул термин «С.»), С. Был отчасти подготовлен Дадаизмом (в изобразительном искусстве также «метафизической живописью» (См. Метафизическая живопись) Дж. Де Кирико). Продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. Претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже общественной жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления, залегающие в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе Интуитивизм и особенно Фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных «озарений», что сделало С.

Одним из крайних воплощений иррационалистического кризиса в западной культуре. Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. Выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья», сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Поэтому С. В литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» — скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички.

В сюрреалистическом театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой «Авангард») «истинная реальность» также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой — в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических и невротических комплексов. В изобразительном искусстве основные тенденции С. Были представлены имитацией художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естественной для них среды, их «эстетизацией» путём отстранения от реальной функции или парадоксального сочетания с иными объектами (техника Коллажа и т.

П.), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но органически несовместимые элементы природы. Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров (Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др.), увлечённых мятежным пылом С., накалом трагического неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть «чудесное» в примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С.

Подмена действенной переделки общественного уклада его преодолением в мифотворческих вымыслах, а также «отмена» в эстетике С. Смысловой внятности и целостности художественного произведения привели к тому, что история С. Вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е гг. — время распада литературного ядра С. К концу 30-х гг. Верность С. Сохраняли преимущественно доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность «шоковых» способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-е гг. С. Получил широкое распространение. Проходят многочисленные выставки (нередко под знаком «параноических мистификаций», как называл свои картины Дали).

В орбиту С. Втягиваются новые силы (в живописи — бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.). С начала 40-х гг. Центр С. Переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и др.). «новая волна» С. На американской почве сказалась в основном в изобразительной искусстве — в произведениях, отмеченных извращённой фантастикой, навязчивой патологией образов, спекулятивным позёрством (нередко политической и религиозной окраски) и претенциозным мистицизмом. Попытки возродить С. Во Франции после 1945 оказались безуспешными, хотя приёмы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного искусства. С. Своеобразно проявился также в художественной культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и др.

Стран. Лит. История французской литературы, т. 4, М., 1963. Куликова И. О., Сюрреализм в искусстве, М., 1970. Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972. Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн. Модернизм, М., 1973. Nadeau М., Histoire du surréalisme, P., 1945. Carrouges М., A. Breton et les données fondamentales du. Surréalisme, P., 1967. Bréchon R., Le surréalisme, P., 1971. Audoin Ph., Les surréalistes, P., 1973. Э. Галин (С. В литературе), В. А. Марков.

Значения в других словарях
Сюреньские стоянки

две пещеры (Сюрень I и II) каменного века, расположенные в Крыму, близ с. Танковое (большая Сюрень), в 13 км к Ю.-З. От Бахчисарая. С. I (раскопки Г. А. Бонч-Осмоловского, 1926 и 1929) имеет 3 позднепалеолитических культурных слоя. Обнаружены кремнёвые скребки, резцы, острия, орудия мустьерских типов, кости пещерного медведя, гигантского благородного и северного оленей, сайги, птиц и рыб, зуб человека. С. П (раскопки Бонч-Осмоловского, 1924 и 1926, Е. А. Векиловой, 1954—55) содержит культурный ..

Сюрин

сезон дождей в Японии в сентябре и начале октября. Обусловлен смещением зоны полярного фронта с С. На Ю. От сезона Бай-у С. Отделен сухим и жарким летним сезоном. ..

Сютисте

Юхан (до 1936 — Йоханнес Шютц) [16(28). 12.1899, Тяхтвере, ныне Тартуского района, — 10.2.1945, Таллинн], эстонский советский поэт. В 1923—31 учился в Тартуском университете. Печатался с 1921. В сборниках стихов «Смятение» (1928), «От Пейпси до моря» (1930), «Долой успокоенность!» (1932), «Два лагеря» (1933) создал реалистичные картины жизни и борьбы эстонских трудящихся, критиковал буржуазный строй. Высокого мастерства С. Достиг в неоконченном цикле поэм «Море и лес» (1937—38), «В огне и пепле..

Сютисте Юхан

Сютисте Юхан (до 1936 — Йоханнес Шютц) [16(28). 12.1899, Тяхтвере, ныне Тартуского района, — 10.2.1945, Таллинн], эстонский советский поэт. В 1923—31 учился в Тартуском университете. Печатался с 1921. В сборниках стихов «Смятение» (1928), «От Пейпси до моря» (1930), «Долой успокоенность!» (1932), «Два лагеря» (1933) создал реалистичные картины жизни и борьбы эстонских трудящихся, критиковал буржуазный строй. Высокого мастерства С. Достиг в неоконченном цикле поэм «Море и лес» (1937—38), «В огне ..

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. Surrealisme - букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная ал..

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ (французское surrealisme, буквально - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником художественного творчества сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации>), а творческим методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сложился в 1920-х гг., развив ряд художественных принципов дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 30-х гг. Главной чертой сюрреализма стала парадоксальна..

Сюрреализм

-а, м.. ..

Сюрреализм

..

Сюрреализм

М.Направление в авангардистском искусстве XX в., объявившее своею задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и особенно подсознания и - как следствие - породившее причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.. ..

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИ́ЗМ -а. М. [франц. Surréalisme] В западноевропейском искусстве 20 в. Авангардистское направление, отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. С. В живописи.. ..

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ - течение в литературе и изобразительном искусстве, возникшее на французской почве, почти непосредственно после распада и ликвидации дадаизма как лит-ой школы. С. Выразил настроения растерянности перед мерзостью современного капитализма и капиталистической культуры и выступал в сущности под теми же лозунгами, что и дадаизм. Во всяком случае большинство поэтов, примыкавших к «дада», оказались в рядах сюрреалистов (А. Бретон, Ф. Супо, П. Элюар и др.). Подобно дадаизму, С. Прокламировал ..

Сюрреализм

- (франц . Surrealisme, букв. - сверхреализм) - авангардистское (см. Авангардизм) течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреалисты были последовательными противниками реализма. С. Сложился в 1920-х гг., его приверженцами были писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, Л. Арагон, П. Элюар, художники М. Эрнст, ..

Сюрреализм

        (франц. Surrealisme, буквально - сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре XX в. Теоретически и организационно сюрреализм сложился во Франции к середине 20-х гг. "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журнал "Сюрреалистическая революция" (1924-29), первая выставка сюрреалистов в Париже (1925). Среди приверженцев сюрреализма кроме писателей Л. Арагона, П. Элюара, Р. Десноса, А. Арто и др., были живописцы М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массон, Ж. Миро, ..

Сюрреализм

— сверхреализм — модернистское направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Инстинкты, сновидения, галлюцинации, а его методом — разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сложился в 20-х гг. Представители. А. Бретон, Ф. Супо, Ж. Арп, М. Эрнст, С. Дали, X. Блум и др. Главной чертой С. Стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.. ..

Сюрреализм

СЮРРЕАЛИЗМ (фр. Surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом - тенденцию поиска "подлинной реальности" и открывающее таковую в личностно-чувственной сфере субъективности. Основные представители. А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчау-рена, И. Танги и др. Термин "С." был впервые употреблен не принадлежащим к С. Г. Аполлинером в 1917. Культур..

Сюрреализм

(фр. Surrealite - сверхреальность) - художественное течение в рамках модернизма, продолжающее - вслед за экспрессионизмом, кубизмом, дадаизмом и футуризмом - тенденцию поиска "подлинной реальности" и открывающее таковую в личностно-чувственной сфере субъективности. Основные представители. А. Бретон, Ф. Супо, А. Массон, X. Миро, М. Эрнст, С. Дали, Р. Магритт, И. Голль, P.M. Эчау-рена, И. Танги и др. Термин "С." был впервые употреблен не принадлежащим к С. Г. Аполлинером в 1917. Культурным прецеде..

Дополнительный поиск Сюрреализм Сюрреализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюрреализм" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюрреализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа