Тибетский автономный район

82

Тибет (кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в пределах Тибетского нагорья (См. Тибетское нагорье). Площадь 1221 тысяч км2. Население около 1,6 млн. Чел. (1975). Административный центр — г. Лхаса. Основная часть населения составляют Тибетцы и близкие к ним цян, ну, дулун, абор, мишми, дафла. Говорят на языках тибето-бирманской группы. Исповедуют буддизм-ламаизм. Хозяйство. Ведущая отрасль экономики — сельское хозяйство. Свыше 60% его валовой продукции даёт земледелие. В долинах рек и на горных склонах — посевы голозёрного ячменя, овса, гороха, гречихи, на Ю.-В. — пшеницы и риса. Выращивают картофель, репу, брюкву, лук, яблоню, грушу. Отгонное скотоводство (яки, овцы, козы, лошади, ослы, мулы). Важнейшая животноводческая продукция — овечья шерсть.

В земледельческих хозяйствах разводят свиней и коров. На территории района в небольших количествах добывают каменный уголь (районы Лхасы, Шигацзе, Джангдзе), соль, оуру, золото. Несколько ГЭС. Мелкая (местная) обрабатывающая промышленность (в г. Лхаса — производство энергетического оборудования и чугунного литья, кожное и ковровое производство. В Чамдо — кожное производство, Шигацзе и Джангдзе — ковровое производство). Имеются лесопиление, кирпичное, фармацевтическое производство. Текстильная промышленность (Линьчжи). Шоссе связывают Т. А. Р. С др. Частями Китая. И. М. Федоров. Исторический очерк. Ядро тибетского народа составили племена Цянов, переселившиеся из района Кукунора на территорию Тибета около 6—5 вв. До н. Э. И смешавшиеся с автохтонами.

К 7 в. Н. Э. Часть цянов перешла к земледелию. Разложение первобытнообщинного строя привело в начале 7 в. К объединению всех основных тибетских племён во главе с Намри — правителем Ярлунга (в юго-восточной части Тибета). Его сын и преемник Сронцзангамбо (умер 649) считается основателем Тибетской империи 7—9 вв. В 1-й половине 7 в. В Тибете появилась письменность. Период расцвета империи приходится на царствование Тисонгдэцэна (755—791). В 7—9 вв. В Тибете сложились феодальные производственные отношения. В 787 государственной религией стал буддизм. В правление Лангдармы (836—842) начались преследования буддистов, а после его убийства Тибет распался на самостоятельные феодальные княжества. В 11—12 вв. В Тибете возник ряд буддийских сект, основывались монастыри, наиболее крупные из них вместе с подвластными территориями являлись самостоятельными теократическими государствами.

В 13 в. Тибет попал в зависимость от монголов, прекратившуюся с падением в 14 в. Династии Юань. В 14—17 вв. В Тибете происходила борьба за власть между феодальными родами, опиравшимися на различные религиозные секты. В конце 14— начале 15 вв. Монах Цзонкаба основал новую буддийскую секту Гэлугба (так называемые желтошапочники), глава которой с 16 в. Стал носить титул далай-ламы (См. Далай-лама). В 17 в. 5-й далай-лама Агвант-лобсанг-джамцо обратился за помощью к ойратскому Гуши-хану, правителю Кукунора. В 1642 войска Гуши-хана разгромили главного соперника 5-го далай-ламы — царя области Цанг. Секта Гэлугба стала господствующей в Тибете, а далай-лама — духовным и светским главой страны. Т. О. Был завершен процесс объединения Тибета и сложилась теократическая форма правления.

В середине 17 в. В Тибете возник институт панчен-лам — вторых (после далай-лам) иерархов ламаистской церкви. К середине 18 в. Восточные и северо-восточные области Тибета (на территории современных провинций Цинхай, Сычуань, Ганьсу) были включены в состав Цинской империи и подчинены непосредственно маньчжуро-цинским властям. К 1792 в состав Цинской империи были включены (окончательно) и др., основные, районы Тибета (примерно территория Т. А. Р.). Власть на этой территории сохранялась в руках правительства далай-ламы. Но Цинский двор посылал в Лхасу своих резидентов (амбаней), которые осуществляли верховный контроль над деятельностью правительства. В конце 19 в. Тибет становится объектом экспансии Великобритании. В 1903—04 Великобритания осуществила вооруженную интервенцию.

3 августа 1904 английские войска вступили в Лхасу, а 7 сентября 1904 тибетские власти подписали договор, предоставлявший Великобритании значительные привилегии в Тибете. Проникновение Великобритании в Т. Вызвало противодействие российского правительства. В англо-русском соглашении от 31 августа 1907 обе стороны обязались уважать территориальную целостность Тибета, не вмешиваться в его внутреннее управление. В период Синьхайской революции (См. Синьхайская революция) (1911—13) все цинские войска и чиновники были изгнаны из Тибета, 13-й далай-лама объявил о прекращении всех связей с Пекином. На восточных границах Тибета разгорелся вооруженный конфликт с посланными в Тибет войсками Юань Ши-кая (См. Юань Ши-кай).

Напряжённое положение на тибето-китайской границе сохранялось вплоть до середины 30-х гг., выливаясь часто в вооруженные столкновения между тибетскими и китайскими войсками. С середины 30-х гг. Отношения между гоминьдановским правительством, занятым отражением японской агрессии, и Тибетом несколько нормализовались. Одновременно в Тибете сохранялось сильное английское влияние. С окончанием 2-й мировой войны 1939—45 в Тибете усиливается активность США. Накануне победы народной революции в Китае тибетские власти порвали все контакты с гоминьдановским правительством, а 4 ноября 1949 так называемое Великое собрание, состоявшее из представителей правительства, монастырей и чиновников, официально провозгласило независимость Тибета.

20 января 1950 правительство КНР сделало заявление по тибетскому вопросу, в котором охарактеризовало действия тибетских властей как сепаратистские и предложило Лхасе направить своих представителей в Пекин для переговоров. В октябре 1950 части Народно-освободительной армии Китая начали продвижение к центральным районам Тибета. Тибетское правительство приняло предложение правительства КНР и 23 мая 1951 в Пекине между представителями правительства КНР и властей Тибета было подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Т. Право на осуществление национальной автономии в составе КНР. Во 2-й половине 50-х гг. Обстановка в Тибете обострилась. В марте 1959 вспыхнуло восстание в Лхасе, 14-й далай-лама эмигрировал в Индию.

После подавления восстания в Тибете была организована система военно-контрольных комитетов. В 1965 был создан Тибетский автономный район. Лит. Богословский В. А., Очерк истории тибетского народа, М., 1962. Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962. Schulemann G., Geschichte der Dalai-Lamas. Lpz., 1958. ShakabpaTsepon W. D., Tibet. A political history, New Haven — L., 1967. В. А. Богословский. Литература. Древнее устное поэтическое творчество тибетцев представлено мифами, эпосом («Гэсэриада»), легендами, песнями, сказками, произведениями афористической поэзии. С распространением буддизма (7 в.) появляются буддийские мифы. Период возникновения и раннего развития письменной литературы (7—10 вв.) совпадал с рождением, возвышением и распадом тибетского феодального государства, временем первоначального распространения буддизма.

Литература взаимодействовала с литературой древних тюрков, особенно уйгуров, оказав на неё большое влияние. В то же время тибетская литература испытывала воздействие фольклора и включала погодные хроники, исторические хроники, генеалогии царей, эпиграфические памятники, переводы буддийских канонических произв., а также тибетскую версию «Рамаяны» (См. Рамаяна). В 11—14 вв. Устанавливался традиционный состав литературы. Переводные произв. (буддийский канон). Оригинальные сочинения тибетских авторов, куда входили религиозно-философские трактаты (комментарии к канону), исторические труды (история буддизма), агиографические произведения (жития и биографии), повествовательно-дидактические памятники (поучения, наставления) и эпистолярные сочинения Позднее (15—19 вв.) литература активно служила целям систематизации, канонизации и пропаганды вероучения и политических взглядов буддийской секты Гэлуг-ба.

Чувства человека, пейзаж занимали в литературе мало места. Главное в ней — создание нормы, образца поведения для верующих. Но в начале 18 в. На фольклорной почве родилась светская лирическая поэзия 6-го далай-ламы Цанджан-джамцо (1683—1706). Традиция эта не была продолжена. Литература последующего времени интересна грамматическими, астрологическими, астрономическими и медицинскими произведениями. В 50-е гг. 20 в. Началось издание газет, журналов, книг, которые содержали в основном переводные китайские материалы. Лит. Востриков А. И., Тибетская историческая литература, М., 1962. Савицкий Л. С., Тибетская литература 18 в., в сборнике. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974. Тибетская литература, в кн.

Кычанов Е. И., Савицкий Л. С., Люди и боги страны снегов, М., 1975. Stein R. A., Civilisation tibetaine, P., 1962. Л. С. Савицкий. Архитектура и изобразительное искусство. Важнейшие памятники искусства Тибета созданы в эпоху феодализма. Средневековая тибетская архитектура отличается неприступной суровостью и монументальным лаконизмом образов, органично сочетающихся с дикой и пустынной природой страны. На вершинах гор строились крепости-замки (цзонги). К характерным культовым постройкам на территории Т. Относятся чортены (Субурганы) и монастыри, располагавшиеся у подножия гор или на вершинах, окаймляющих горные долины, окруженные несколькими кольцами стен, с главным храмом, обращенным на С., и мощёной площадью перед ним.

Жилища монахов располагались амфитеатром по склонам. Наиболее типичные черты дворцового зодчества средневекового Тибета сконцентрированы во дворце-крепости Потала в Лхасе. Преобладающий тип тибетского жилого дома — 4-угольное в плане сооружение крепостного характера со скошенными, суживающимися кверху стенами и плоской крышей. Дома в Тибете белятся известью, двойные карнизы и обрамление окон выделяются чёрной краской. Ведущую роль в декоре играют расписной фриз и пёстрые ткани, укрепляемые на фасаде. Средневековое изобразительное искусство Тибета, строго подчинённое буддийской (ламаистской) догматике, развивалось преимущественно в монастырях, где создавались настенные росписи и иконы «тан-ка», отличающиеся иератическим симметризмом композиций, чёткой линеарностью изображений, яркими контрастными красками, усиленными введением золота и серебра.

Скульптура средневекового Тибета представлена высеченными в скалах раскрашенными культовыми рельефами, храмовыми статуями и статуэтками божеств из дерева, глины и металла. Вплоть до 20 в. В Тибете сохранились традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Вышивка, изготовление бронзовой культовой и бытовой утвари, музыкальных инструментов, ворсовых ковров и изделий из шиферного сланца. Лит. Всеобщая история искусств, т 2 кн. 2, М., 1961, с. 415—20. [3акке М. П.], Тибетская мелкая пластика, Рига, 1962. Всеобщая история архитектуры, т. 9, М 1971, с. 489—99. Hummel S., Geschichte der tibetischen Kunst. Lpz., 1953. Дворец Потала в Лхасе. 16—17 вв. Апостол буддизма («архат»). Глиняная статуя в монастыре Цзянцзы-баньгэн. 15 в. Фрагмент.

Бодхисатва Самантабхадра. Бронза. 16—17 вв. Музей искусства народов Востока. Москва. Реликварий для ношения на груди. Медь. 18—19 вв. Икона на холсте — «тан-ка». Зелёная Тара. Живопись минеральнми красками на полотне. 2-я пол. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва..

Значения в других словарях
Тибет

(тиб. Бодюл, Поюл) район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье (См. Тибетское нагорье). Традиционно выделяют три области. У-Цанг (центральный и западный Т.), Амдо (северо-восточный Т.) и Кам (восточный и юго-восточный Т.). Территория Т. В административном отношении разделена между Тибетским автономным районом (См. Тибетский автономный район) и соседними провинциями КНР, где образовано несколько автономных округов и уездов.. ..

Тибето-бирманские языки

выделяемая рядом исследователей группа китайско-тибетских языков (См. Китайско-тибетские языки), распространённая преимущественно в КНР (Тибет и Юго-Западный Китай), Бирме, Бангладеше, Непале, на С. Индии (включая Сикким) и в Бутане. Число говорящих на Т.-б. Я. — около 35 млн. Чел. (1970, оценка). Эти языки, по мнению американского учёного П. Бенедикта, делятся на 7 основных групп. 1) тибето-канаурскую (языки тибетский, гурунг, мурми, канаури и др.). 2) киранти (языки ваю, бахин, чепанг и др.)...

Тибетский язык

язык тибетцев (См. Тибетцы). Распространён в Тибетском автономном районе некоторых др. Районах КНР, а также в Индии, Непале и Бутане. Число говорящих на Т. Я. Около 4,5 млн. Чел. (1974, оценка). Относится к тибето-бирманской ветви китайско-тибетских языков (См. Китайско-тибетские языки). Диалекты, различающиеся главным образом фонетическими чертами, например наличием или отсутствием системы тонов, делятся на архаичные (амдо, дэгэ) и неархаичные (лхасский, легший в основу литературного языка, ши..

Тибетское нагорье

в Центральной Азии, главным образом в Китае. Площадь около 2 млн. Км2. Средняя высота 4—5 тысяч м. Ограничено на З. Каракорумом, на С. — Куньлунем (См. Куньлунь), на В. — Сино-Тибетскими горами (См. Сино-Тибетские горы) (иногда все эти горные системы включаются в Т. Н.). Южным обрамлением Т. Н. Служат Гималаи. Рельеф. Северная и центральная части Т. Н. (местное название Чангтан) представляют чередование слабо всхолмлённых или плоских равнин высотой 4600—5200 м и относительно коротких горных хре..

Тибетский Автономный Район

Тибе́тский автоно́мный райо́н(Xizang Zizhiqu), Сицзан-Цзычжицюй, краткое название Цзан, тибетское название Бод, на З. Китая. Пл. Свыше 1200 тыс. Км². Образован в 1965 г. Адм. Центр Лхаса. В VII в. Сформировалась Тибетская империя (основатель – Сронцзангамбо), которая в IX в. Распалась на самостоятельные княжества. В XIII–XIV вв. Тибет находился в зависимости от монголов. В конце XIV – начале XV в. Здесь сформировалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлут-ба, т. Е. "желтошапочники" (основател..

Дополнительный поиск Тибетский автономный район Тибетский автономный район

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тибетский автономный район" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тибетский автономный район, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 26 символа