Тифлопедагогика

92

(от греч. Typhlós — слепой и Педагогика отрасль дефектологии (См. Дефектология), разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих). Первая школа для слепых открыта основоположником Т. Французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. Такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Т. И системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3—4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей. В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования.

С 30-х гг. Организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. Литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля (См. Брайля шрифт), в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом. Советская Т. Строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду.

Советская Т. Разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Т. — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (См. Технические средства обучения) (см. Также Тифлотехника), коррекции и компенсации нарушенного зрения.

Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении. Т. Опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники. Центр советской Т. — НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Т. Разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. Педагогических институтах. Научные центры в области Т. Организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.

Лит. Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967. Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967. Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969. Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969. 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, «Уч. Зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420. Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М. 1974. М. И. Земцова..

Значения в других словарях
Тифлисская первомайская демонстрация 1901

политическая демонстрация рабочих, состоялась 22 апреля (5 мая). Ей предшествовала подготовительная работа Тифлисского комитета РСДРП (были выпущены прокламации и воззвания). Власти, стремясь сорвать готовящееся выступление, ввели в город войска, произвели аресты. Но демонстрация состоялась. В ней участвовало несколько тысяч рабочих. Рабочий социал-демократ Г. П. Телия развернул красное знамя с портретами К. Маркса и Ф. Энгельса и лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском, груз..

Тифлит

[от греч. Typhlón (énteron) — слепая кишка], воспаление слепой кишки. Возникает вследствие нарушения её опорожнения (удлинение или опущение кишки, опухоль), длительной задержки в ней содержимого, его чрезмерного брожения или гниения. Реже Т. — осложнение острого Аппендицита (результат перехода воспалительного процесса с червеобразного отростка на стенку кишки). Проявляется болями в правой половине живота, вздутием слепой кишки, чередованием запора и поноса, повышением температуры тела. Течение ..

Тифлотехника

отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения. Т. Опирается на физиологию высшей нервной деятельности, офтальмологию, нейрофизиологию зрения, электрофизиологию, физиологическую оптику, гигиену зрения, эргономику, общую, инженерную и медицинскую..

Тифон

в древнегреческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище. Зевс, победив Т., навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Т. Извергается потоком огня, камней и дыма.. ..

Тифлопедагогика

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греч. Typhlos - слепой и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.. ..

Тифлопедагогика

ТИФЛОПЕДАГОГИКА (от греческого typhlos - слепой и педагогика>), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.. ..

Тифлопедагогика

-и, ж.. ..

Тифлопедагогика

Педагогика, дефектология. ..

Тифлопедагогика

Ж.Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с недостатками зрения.. ..

Тифлопедагогика

ТИФЛОПЕДАГО́ГИКА -и. Ж. [от греч. Typhlos - слепой и сл. Педагогика] Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения и воспитания детей, лишенных зрения или имеющих его нарушения. Изучать тифлопедагогику. // Учебный предмет, излагающий этот раздел. Курс тифлопедагогики. Сдать тифлопедагогику на "отлично".. ..

Тифлопедагогика

-и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением слепых. II прил. Тифлопедагогический, -ая, -ое.. ..

Тифлопедагогика

Тифлопедагогики, мн. Нет, ж. (от греч. Typhlos - слепой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания слепым.. ..

Тифлопедагогика

- наука о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения.. ..

Дополнительный поиск Тифлопедагогика Тифлопедагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тифлопедагогика" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тифлопедагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 15 символа