Ткани художественные

73

ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями декоративно-прикладного искусства (См. Декоративно-прикладное искусство). Орнаментация Т. Х., строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства. Узоры Т. Х. Отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ (см.

Также Ковёр). Т. Х. Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (например, фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тыс. До н. Э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» (с металлической нитью), ткани, известные с конца 2-го тыс. До н. Э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5—3 вв. До н. Э. Из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. Э. — 220 н. Э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 вв. В Китае шёлковая «камка-китайка» (русское название), различные виды бархата (шёлковые Основа и Уток) и т.д.

Орнамент китайских тканей — геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским Т. Х. Близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. До н. Э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани. Сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3—7 вв.). Их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т.д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных.

В 15—17 вв. Высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, Атлас, Бархат (основа бумажная). Для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т.д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4—7 вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских Т. Х. Испытала значительное воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т.д. В арабских странах выделывались шёлковые и «золотные» Т. Х., узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15—18 вв., обычно с крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики и др.

С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета —16 в.). Шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким раститительным узором (мавританское влияние), разнообразные «золотные» ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские Т. Х. Приобрели известность с 14 в. Расцвет их производства приходится на 16—17 вв. Наиболее известны. Венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным («мелкотравчатым») узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) — орнамент геральдический и растительный, реже — изображения зверей. Из «золотных» итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название — аксамит).

С 17 в. С итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона. Бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены. Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян 10—11 вв.

(узор крупный, геометрический, набивной), кривичей 12 в. (узор — переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные Т. Х. (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В 16—17 вв. Возникло русское шелкоткацкое производство, получившее особое развитие в 18 в. Выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий — букеты роз и др. Цветов, трактованных реалистически). В начале 19 в. Развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых Т. Х., особенно парчи. В 20 в. С развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей.

Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками. В 1920-е гг. В СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков. В 1930-е гг. Усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, Т. Х. Не только удобными, но и многообразно декоративными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н. В. Кирсановой, В. К. Склярова, М. В. Хвостенко, Е. Я. Шумяцкой и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда — с элементами советской эмблематики). К середине 30-х гг. Возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 1950-х гг. Мастера советского Т. Х. (Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента.

Лит. Клейн В., Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925. Рогинская Ф. С., Советский текстиль, М., 1930. Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения тканей, М.— Л., 1934. Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65. Макаров К. А., Советское декоративное искусство. [Альбом], М., 1974. Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952. Schmidt Н. J., Alte Seidenstoffe, Braunschweig, [1958]. Flemming E., Textile Kunste. Weberei, Stickerei, Spitze, B., [1923], neue Aufl., B., 1960. Pavon M., Forme e tecniche nell'arte tessile, [Treviso], [1972]. Плахта. Шерсть, переборное ткачество. Украина. 19 в. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев. Ситец. Конец 1920-х — 1930-е гг. Крепдешин (рисунок «кружево и горошек»).

1969. Художник Н. М. Жовтис. Ковёр «Черные птицы». Шерсть, хлопок, капрон, металлическая нить, рюйу. 1967. Художник Э. Ханзен. Ткань. Бранное ткачество. Лён, шерсть. Литва. Конец 19 в. Шёлковая абровая ткань. Таджикистан. 1930—40-е гг. Музей искусства народов Востока. Москва. Набойка кубовая. Россия. 19 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник. Шарф. Пух. Россия. Фабрика Н. А. Мерлиной. 1-я половина 19 в. Фрагмент. Исторический музей. Москва. Парча. Россия. 1760-е гг. Исторический музей. Москва. Набойка. Россия. 17 в. Исторический музей. Москва. Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Ткань с острова Сумба (Индонезия). Музей Королевского тропического института. Амстердам. Ткань. Конго. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель.

Шёлковая ткань. Китай. 18 в. Фрагмент. Музей искусства народов Востока. Москва. Стенная панель (по рисунку Филиппа де Лассаля). Шёлк-лампас. Франция. 17 в. Музей истории тканей. Лион. Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва. Бархат с золотыми и парчовыми узорами. Генуя. Середина 16 в. Городской музей. Турин. Парча. Иран. 16 в. Оружейная палата. Москва. Шёлк. Александрия или Константинополь (?). 7—8 вв. Ватиканские музеи. Рим. Коврик. Лён. Древний Египет. 16—14 вв. До н. Э. Египетский музей. Турин..

Значения в других словарях
Тканепечатающая машина

предназначается для узорчатой расцветки тканей (см. Печатание тканей). Различают цилиндрическую Т. М. С медными гравированными печатными валами и машины для печатания сетчатыми шаблонами. Наиболее распространены цилиндрическая Т. М. Основные рабочие органы этих машин — свободно вращающийся чугунный пустотелый цилиндр (грузовик), на который накладывается ткань при печатании, и один или несколько (для многокрасочной печати) печатных валов, располагаемых вокруг грузовика. Поверхность грузовика име..

Ткани

(биологические) системы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям. В состав Т. Входят также межклеточные вещества и структуры — продукты клеточной жизнедеятельности. Т. Животных. Выделяют 4 типа Т., соответствующие основным соматическим функциям организма. Пограничная Т., или Эпителий, образует покровы тела и оболочки внутренних органов. Производные ее выполняют секреторную функцию, составляя, например, основную массу печени, поджелудочной железы. Соединительная ткань, в том числе и ..

Ткань текстильная

изделие, образованное в процессе ткацкого производства (См. Ткацкое производство) переплетением взаимно перпендикулярных нитей — продольных (основных) и поперечных (уточных). В некоторых случаях применяются дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, узоров и т.п. Наиболее распространённое текстильное изделие вырабатывается в виде полотен или штучных вещей (платки, скатерти и т.п.). Т. Т. Имеют малую толщину (обычно до 5 мм), значительную ширину (как правило, до 1,5 м, но иног..

Ткань техническая

Ткань текстильная, используемая для изготовления деталей машин, установок, сооружений, а также различных технических изделий. Вырабатывается почти из всех видов волокон текстильных (См. Волокна текстильные) и нитей текстильных (См. Нить текстильная). В качестве Т. Т. Могут использоваться и некоторые бытовые ткани (например, марля, миткаль, саржа) для изготовления кальки, прокладок, чехлов и т.п. К Т. Т. Обычно предъявляются повышенные требования по сравнению с бытовыми. Большинство Т. Т. Выраба..

Дополнительный поиск Ткани художественные Ткани художественные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ткани художественные" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ткани художественные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа