Трагедия
(греч. Tragōdía, буквально — козлиная песнь, от trа́gos — козёл и ödе́ — песнь) драматический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом её исходе и исполненный патетики. Вид драмы, противоположный комедии (См. Комедия). Т. Отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного Символа. Не случайно большинство Т. Написано стихами. Исторически Т. Существовала в различных проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетическая категория трагического (См. Трагическое), была задана европейским литературам древнегреческой Т.
И поэтикой. По Аристотелю, Т. Есть «. Подражание действию важному и законченному...» «посредством действия, а не рассказа. Совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». («Поэтика», 1449 b. Рус. Пер., М., 1957). Греческая Т. Возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису (см. Дионисии), и сохранила печать ритуально-религиозного действа. Греческая Т. Есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа (См. Мифы) с его борьбой между поколениями (богов, героев). Она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая Т. Даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл). Безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически, потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством Катарсиса).
Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая Т. Не знала. Оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне Т. Становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами риторики (римская Т., например Сенека, средневековая византийская и латинская). Развитие жанра Т. Неравномерно. Новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения (См. Возрождение) и Барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра.
Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра. Кризис и «распад времён» выразились в испанской Т. От Л. Ф. Де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка (См. Кальдерон де ла Барка) и наиболее ярко — в английской Т., прежде всего У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская Т. Изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией (См. Ирония) и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги.
В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении. В трагедиях А. Грифиуса жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук. Во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы Т. Классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), Т. «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия). Эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.
Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра Т. — жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности. Одновременно разрушается риторический канон литературных форм, рушится противопоставление стилей по их «высоте» и торжествует «среднее» — в драматургии «драма» как средний между трагедией и комедией вид (см. Драма, раздел 2-й). Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже 18—19 вв. Ф. Шиллер создаёт Т., обновляя «классический» стиль, то в эпоху Романтизма Т. «обратна» античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В.
Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает «барочный» стройный образ мира с опустошённостью современности. В Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героическую действительность через Т., изнутри её. В России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого). Родство с жанром Т. Сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого. С конца 19 в. Появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую Т. И Т. В «высоком стиле» — пьесы Г. Фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиста, П. Клоделя, позже — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др. Эти эстетически оправданные и неизбежные опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей современной драмы.
Настроение безысходности, крайнего отчаяния, запечатленное в многочисленных западных пьесах, отрезает путь к Т., коль скоро авторы пьес уже ощущают себя «по ту сторону» совершившихся трагических событий, которые не оставляют человеку простора для действий, а сами по себе превосходят в своей трагичности возможности искусства. Напротив, литература социалистического реализма (См. Социалистический реализм) не порывает с традицией и чужда исторического пессимизма. Именно поэтому в её драматургии могут получить выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героического начала, гибель не по собственной вине или ошибке («трагической вине» в классической Т.), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж, — всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революционную драму — «Оптимистическую трагедию» Вс.
Вишневского — героической драмой. В ряду героической драмы рассматривают также «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957. Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.—Л., 1936. Гегель, Эстетика, т. 3, М., 1971. Русские писатели о литературном труде, т. 1—4, М., 1954—56. Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. Собр. Соч., т. 1, М., 1912. Аникст А. А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, т. 1, М., 1967. Его же, Теория драмы в России от Пушкина до Чехова, М., 1972. Зингерман Б., Проблемы развития современной драмы, в сборнике.
Вопросы театра, М., 1967. Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969. Benjamin W., Ursprung des deutschen Trauerspiels, Fr./M., 1963. Tragedy. Modern essays in criticism, ed. By L. MichelandR. B. Sewall, Englewood Cliffs, [N. Y.], 1963. Schöne A., Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, 2 Aufl., Münch., 1968. Kommerell М., Lessing und Aristoteles, [4 Aufl.], Fr./M., 1970. А. В. Михайлов.
Дополнительный поиск Трагедия
На нашем сайте Вы найдете значение "Трагедия" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трагедия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа