Трагическое

80

философская и эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развёртывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. Как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутренней природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. Её патетической (страдальческой) и губительной стороной. Т. Предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеческой личности.

Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (так называемая трагическая ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. Патетический элемент, трагичны не как результат вмешательства какой-либо случайных внешних сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного»), Т. Не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. Родственно возвышенному (См. Возвышенное) в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании.

Как форма возвышенно-патетического страдания действующего героя, Т. Выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма (См. Оптимизм и пессимизм). Первый исключается обнаруживающейся в Т. Неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было бы исчезать, второй — героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своём поражении. Т. Имеет всегда определённое общественно-историческое содержание, обусловливающее структуру его художественного формирования (в частности, в специфичности разновидности драмы — трагедии (См. Трагедия)). Т. В античную эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над которым, безусловно, возносится благо полиса (на стороне его — боги, покровители полиса), и объективистски-космологическое пониманием судьбы (См.

Судьба) как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. В античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевропейской трагике, где источником Т. Является сам субъект, глубины его внутреннего мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир). Античная и средневековая философия не знает специальной теории Т. Учение о Т. Составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. В древнегреческой философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нём, может служить философия Аристотеля. С точки зрения аристотелевского учения о Нусе («уме») Т. Возникает, когда этот вечный самодовлеющий «ум» отдаётся во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего — подчинённым необходимости, из блаженного — страдающим и скорбным.

Тогда начинается человеческое «действие и жизнь» (подражание которым является сутью трагедии — см. «Поэтика», 1450 а. Рус. Пер., М., 1957), с её радостями и скорбями, с её переходами от счастья к несчастью, с её виной, преступлениями, расплатой, наказанием, поруганием вечно блаженной нетронутости «нуса» и восстановлением поруганного. Этот выход ума во власть «необходимости» и «случайности» составляет бессознательное «преступление». Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагического пафоса, обусловленного потрясением человеческого существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления.

Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через «страх» и «сострадание». В результате наступает «очищение» страстей (Катарсис) и восстановление нарушенного равновесия «ума». Древневосточная философия, не доверяющая свободно личному началу (в том числе Буддизм с его обострённым сознанием патетического существа жизни, но чисто пессимистической её оценкой), не разработала понятия Т. Средневековое миросозерцание с его безусловной верой в божественное провидение и конечное спасение, преодолевающее сплетения судьбы, по существу снимает проблему Т. Трагедия мирового грехопадения, отпадения тварного человечества от личностного абсолюта преодолевается в искупительной жертве Христа и восстановлении твари в её первозданной чистоте.

В эстетике классицизма и Просвещения 17—18 вв. Появляются анализы трагедии как литературного жанра — у Н. Буало, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, давшего моралистическое толкование Аристотеля, Ф. Шиллера, который, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. В конфликте между чувственной и нравственной природой человека («О трагическом в искусстве», 1792). Вычленение категории Т. И философское осмысление её осуществляются в немецкой классической эстетике, прежде всего у Шеллинга и Гегеля. По Шеллингу, сущность Т. Заключается в «…борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного…», причём обе стороны «…одновременно представляются и победившими, и побежденными — в совершенной неразличимости» («Философия искусства», М., 1966, с.

400). Необходимость, судьба делает героя виновным без какого-либо умысла с его стороны, но в силу предопределённого стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью — иначе, при пассивном её приятии, не было бы свободы — и оказаться побежденным ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределённую судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы. Гегель видит тему Т. В самораздвоении нравственной субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365—89). Составляющие её нравственные силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различий необходимо ведёт к конфликту.

Каждая из различных нравственных сил стремится осуществить определённую цель, обуреваема определённым пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определённости своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперёд универсальную субстанцию, способствуя историческому процессу саморазвития духа. Гегель и романтики (А. Шлегель, Шеллинг) дают типологический анализ античного и новоевропейского понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы.

С. Кьеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагичности вины в древности и новое время. В античной трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной — наоборот, поскольку боль связана с осознанием собственной вины, рефлексией по поводу неё. Если немецкая классическая философия, и прежде всего философия Гегеля, в своём понимании Т. Исходила из разумности воли и осмысленности трагического конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели её носителя, то в иррационалистической философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование какого-либо смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. В самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого.

Ницше характеризует Т. Как изначальную суть бытия — хаотическую, иррациональную и бесформенную («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В 20 в. Иррационалистическая трактовка Т. Была продолжена в Экзистенциализме. Согласно К. Ясперсу, подлинно Т. Состоит в осознании того, что «…универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования» («Von der Wahrheit», Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни (См. Философия жизни) Г. Зиммель писал о трагическом противоречии между динамикой творческого процесса и теми устойчивыми формами, в которых он кристаллизуется («Конфликт современной культуры», 1918, рус. Пер., П., 1923), Ф. Степун — о трагедии творчества как объективации невыразимого внутреннего мира личности («Трагедия творчества», в журнале «Логос», 1910, кн.

1). Марксизм-ленинизм дал общественно-историческое понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него Отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого общественного уклада, К. Маркс писал. «История… проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни». Если «последний фазис всемирно-исторической формы есть её комедия», то трагической Маркс считает историю старого порядка, «…пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц…» и «…пока старый порядок сам верил… в свою правомерность», так что на стороне его стояло «…не личное, а всемирно-историческое заблуждение» (Введение «К критике гегелевской философии права» — Маркс К.

И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник революционной трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии «…между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость общественных отношений, незрелость условий революционного движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.). Подобная же коллизия, по словам Маркса, «…привела к крушению революционную партию 1848—1849 годов» (там же, с. 483). Лит. Фолькельт И., Эстетика трагического, [пер. С нем.], «Педагогический сборник», 1899, [№ 1—4]. Лосев А. Ф., Диалектика художественной формы, М., 1927, с. 114—16, 240—43. Его же, История античной эстетики.

Аристотель и поздняя классика, М., 1975. Борев Ю., О трагическом, М., 1961. Пинский Л., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961, с. 250—96. Его же, Шекспир, М., 1971. Bahnsen J. F. A., Das Tragische als Weitgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1877. Unamuno M. D e, Del sentimento trа́gico de la vida, Madrid, [1913]. Scheler M., Zum Phänomen des Tragischen, в его кн. Vom Umsturz der Werte, 2 Aufl., Bdl, Lpz., 1923. Staiger E., Grundbegriffe der Poetik, Z., 1946. Myers H., Tragedy. A view of life, lthaca (N. Y.), [1956]. Szondi P., Versuch über das Tragische, Fr./M., [1961]. См. Также лит. При ст. Трагедия. А. Ф. Лосев.

Значения в других словарях
Трагик

трагедийный актёр, сценическое Амплуа. Актёр, исполняющий трагедийные роли в классическом репертуаре. ..

Трагикомедия

вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Трагикомическое начало зарождается у Еврипида, усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16—17 вв. В первый самостоятельный тип Т. Его признаки. Сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных..

Трагус

козлец (Tragus), род одно- или многолетних трав семейства злаков. Стебли при основании простёртые, укореняющиеся в узлах. Листовые пластинки жёсткие, короткие, большей частью плоские. Соцветие — колосовидная метёлка с очень короткими веточками. Колоски одноцветковые. Верхняя колосковая чешуя — равная колоску, кожистая, по жилкам с крупными крючковидными шипами. 6—10 видов в субтропических, тропических и теплоумеренных областях обоих полушарий, преимущественно в Африке. В СССР 1 вид — Т. Кистист..

Традесканция

(Tradescantia) род растений семейства коммелиновых. Многолетние травы с прямостоячими или стелющимися стеблями. Листья очередные, овальные или ланцетные. Цветки одиночные или в соцветиях, с тремя свободными чашелистиками и лепестками. Плод — коробочка. Около 60 видов, в субтропиках и тропиках Америки. Многие виды выращивают как декоративные. С начале 17 в. Культивируют в открытом грунте Т. Виргинскую (Т. Virginiana) — прямостоячее растение с линейно-ланцетными листьями и крупными голубыми или фи..

Трагическое

ТРАГИЧЕСКОЕ - философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.. ..

Трагическое

ТРАГИЧЕСКОЕ, философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.. ..

Трагическое

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Трагическое

Философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.. ..

Трагическое

Ср.1) То, что лежит в основе трагедии (2*1), отражает ее сущность.2) То, что преисполнено трагизма (2*1), потрясает, ужасает.. ..

Трагическое

ТРАГИЧЕСКОЕ - см. Эстетика.. ..

Трагическое

- (от греч. Tragodia - козлиная песнь <. Греч. Tragos - козел и ode - песнь) - эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении, трагическое противостояние личности и мира влечет за собой гибель или тяжелейшие страдания героя, достойного глубокого сочувствия и уважения. Однако эта гибель вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение (см. Катарсис), возвышает душу читателя. Т. Может быть свойственно произведению любого жанра....

Трагическое

Философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы - трагедии.. ..

Трагическое

— философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Т. Неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы — трагедии.. ..

Дополнительный поиск Трагическое Трагическое

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трагическое" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трагическое, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 11 символа