Унамуно
(Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. – депутат кортесов. С 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж. Деятельность У. Многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп.
Буржуазно-помещичьему обществу («Об исконности», 1895, и др.). В 90-е гг. Интересовался марксизмом. Активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике «Луча де классе». После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений Персонализма и Экзистенциализма. Огромное влияние на У. Оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии У. – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного. Жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума.
У. Вводит понятие «агонии» – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («Трагическое чувство в жизни людей и народов», 1913. «Агония христианства», 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. Представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917. «Тётя Тула», 1921, и др.). У. Подверг критике сциентизм («Любовь и педагогика», 1902), утверждал личный, «экзистенциальный» характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира.
В последнем произведении – повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933) У. Поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа. После первого романа «Мир во время войны» (1897) У. Переходит к экспериментальному художественному повествованию. Обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа «Туман» (1914). Позже У. Возвращается к реализму, однако противопоставляет «внутреннюю реальность», реальность воображения и воли «внешней реальности» (книга «Назидательные новеллы», 1920). У. Стремился лишь к передаче «внутренней реальности», однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У.
Отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. Стихом, исповедальной искренностью («Песенник», издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. Занимала Испания – судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства. Влияние У. На йен. Культуру 20 в. Огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие У. Способствовало освобождению исп. Интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления. Соч. Obras completas, v. 1–14, Madrid, 1958–72. Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960. В рус. Пер. – Две матери, М., 1927. Три повести о любви с прологом, М,, 1929.
Назидательные новеллы, М. – Л., 1962. Туман, М., 1972. Стихи, «Иностранная литература», 1974, № 2. Лит. Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике. Современный экзистенциализм, М., 1966. Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973. Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid – Bogota, 1957. Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960. Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962. Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern – Munch., 1962. Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970. Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965. Unamuno centennial studies. [Texas], 1966. Ilie P., Unamuno.
An existential view of self and society, Madison, 1967. Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967. Unamuno. Creator and creation, Berkeley – Los Ang., 1967. М. Унамуно..
Дополнительный поиск Унамуно
На нашем сайте Вы найдете значение "Унамуно" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Унамуно, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 7 символа