Универмаги
универсальные магазины, крупные магазины, имеющие в продаже практически все группы непродовольственных товаров, а во многих случаях и продовольственные товары. Впервые У. Появились во Франции в середине 19 в. И получили широкое распространение в др. Странах. К началу 20 в. В связи с усилением концентрации и централизации торгового капитала (См. Торговый капитал) на монополистической стадии развития капитализма У. Объединяются торговыми монополиями (См. Торговые монополии). В России первые У. Появились в начале 20 в. Наиболее крупные из них. Московский У. Фирмы «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ), петербургский У. «Экономического общества гвардейских офицеров» (ныне ДЛТ) и московский У. «Экономического общества офицеров» (ЦУМ Военторга).
Первый сов. У. – ГУМ был открыт в 1921 в Москве. На 1 января 1941 в СССР насчитывалось 44 крупных У., на 1 января 1975–580 крупных и средних У. По характеру своей деятельности У. Делятся на общегородские, обслуживающие население всего города и значительное число приезжих (иногородних) покупателей, и районные (межрайонные), рассчитанные на обслуживание населения одного или нескольких городских районов. У. – наиболее прогрессивный тип магазинов по продаже непродовольственных товаров. Наличие в У. Универсального ассортимента товаров даёт возможность покупателям приобрести в одном здании все необходимые товары, что упрощает и ускоряет процесс покупки. У. Широко практикуют различные формы дополнительного обслуживания покупателей многими видами услуг.
Обеспечивают доставку товаров на дом, имеют справочные бюро, столы упаковок, сборные кассы, камеры хранения купленных товаров, комнаты матери и ребёнка, сберегательные кассы, отделения связи и т.п. У. Применяют новые формы торговли. Самообслуживание с организацией потребительских комплексов, продажу товаров с открытой выкладкой, торговлю по образцам. Большой штат работников, широкий объём операций по приёму, хранению и подготовке товаров к продаже и их внутреннему перемещению позволяют У. Осуществлять более детальное по сравнению с другими магазинами разделение труда, которое способствует повышению эффективности труда торговых работников, производительному использованию средств механизации (транспортёров, подъёмников, погрузчиков, счётных машин и др.).
Крупные У. Используют современные методы управления с помощью электронно-вычислительной техники. У. По сравнению с другими типами магазинов имеют более высокую рентабельность, меньшие издержки обращения на тыс. Руб. Товарооборота, в том числе и эксплуатационные расходы на содержание зданий. Строительство У. Обходится на 10–15% дешевле, чем строительство нескольких небольших магазинов, имеющих в целом такой же размер торговой площади. У. Обычно размещаются в отдельно стоящих зданиях или в составе общегородских торговых центров (См. Торговые центры). Лит. Организация торговли промышленными товарами, 2 изд., М., 1971. Котов В. Н., Монополистические формы хозяйственных отношений, М., 1971, гл. 5, § 2. Кочуров А. М., Универсальные магазины, М., 1972.
Гоголь Б. И., Экономика советской торговли, 3 изд., М., 1971. А. М. Кочуров..
Дополнительный поиск Универмаги
На нашем сайте Вы найдете значение "Универмаги" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Универмаги, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 10 символа