Уэллс
IУэ́ллс (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, – 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 – популярную книгу «Наука жизни» (т. 1–3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики (См. Научная фантастика) 20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. Послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. И нем. Романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. Доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества.
В «Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации – процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека». «Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. Нарисованы в романе«Когда спящий проснется» (1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колёса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов У. «Любовь и мистер Люишем « (1900), «Киппс» (1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915).
Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника» (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. «Тоно-Бенге» (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» англ. Общества. Претерпевает изменения и манера У.-фантаста. «В дни кометы» (1906) – бытовой роман с вкраплением фантастического элемента. Роман «Война в воздухе» (1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишён роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии. С 1900 У. Выступает с прогностическими и утопическими произведениями. Трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства.
Основу идеологии У. Составляет просветительство (см. Просвещение), истолкованное применительно к 20 в. И приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908). Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) У. Резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903–09 У. Состоял член «Фабианского общества» и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства. В годы 1-й мировой войны 1914–18 У. – деятельный участник военной пропаганды (книга «Война, которая покончит с войнами», 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна», но официально своих позиций не изменил.
Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. В повестях «Бог – невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также «Очерк истории» (1920), «Краткий очерк истории» (1922) и др. Работы по истории и педагогике. В 1923 У. Опубликовал просветительский роман-утопию «Люди как боги». Начиная с романа «Накануне» (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман «Самодержавие мистера Паргема», 1930. Повесть «Игрок в крокет», 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. Выявилось в романах «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» (1928), «Бэлиингтон Блепский» (1932) и «Необходима осторожность» (1941). В 1933 был избран президентом ПЕН-клуба.
У. Трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге «Россия во мгле» (1920). Несмотря на то, что У. Не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, «Россия во мгле» сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. Выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. – крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс. Соч. The works. Atlantic edition, v. 1–28, L., 1924–27. В рус. Пер. – Собр. Соч., т. 1–15, М., 1964. Краткая история человечества, М.
– Л., 1924. Лит. Замятин Е., Герберт Уэллс, Л., 1922. Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963. Успенский Л., Записки старого петербуржца, Л., 1970, с. 346–77. Левидова И. М., Парчевская Б. М., Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898 – 1965, М., 1966. Bergonzi В., The early H. G. Wells, Manch., 1961. Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962. H. G. Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968. Ю. И. Кагарлицкий. IIУэ́ллс Уэллес (Welles) Орсон (р. 6.5.1915, Кеноша, Висконсин), американский кинорежиссёр, актёр, писатель. Творческую деятельность начал в 1931 в Дублине как актёр театра. В США выступал как режиссёр-новатор («Макбет», 1936. Радиокомпозиция «Борьба миров» по Г. Уэллсу, 1938).
Первый фильм У. «Гражданин Кейн» (сценарий У. И Дж. Манкисвича, 1941) стал явлением в развитии не только амер., но и мирового киноискусства (в заглавной роли У.). Тему власти и её разрушительного воздействия на человеческую личность режиссёр разрабатывал также и в др. Фильмах («Макбет» по Шекспиру, 1948. «Мистер Аркадии» по собственному роману, 1955. В заглавных ролях У.). Стремясь решать в фильмах общественно-политические проблемы («Великолепные Эмберсоны» по Б. Таркингтону, 1942. «Леди из Шанхая» по Ш. Кингу, 1946), У. Столкнулся с сопротивлением голливудских продюсеров и в конце 40-х гг. Покинул США. Многие творческие замыслы не смог реализовать из-за финансовых затруднений. Среди поставленных им фильмов. «Отелло» (по Шекспиру, 1952), «Процесс» (по Ф.
Кафке, 1962) и «Полуночные колокола» (по пьесам Шекспира, 1966. В роли Фальстафа У.). Снимался также в фильмах. «Третий человек» К. Рида, 1949. «Моби Дик» Дж. Хьюстона, 1956. «Ватерлоо» С. Ф. Бондарчука, 1970, и др. Лит. Cowie P., The cinema of Orson Welles, L., 1965 (лит. С. 197–207). Орсон Уэллс. Статьи. Свидетельства. Интервью, М., 1975. Я. А. Березницкий.
Дополнительный поиск Уэллс
На нашем сайте Вы найдете значение "Уэллс" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Уэллс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 5 символа