Физическое воспитание
органическая часть общего воспитания (См. Воспитание). Социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф. В. – занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами – гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы – солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования (т.
Н. Физическое образование). Цели, содержание, организация, методы Ф. В. Обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию. В СССР и др. Социалистических странах Ф. В. – часть коммунистического воспитания (См. Коммунистическое воспитание), выступающая в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и политехническим образованием. Цель Ф. В. – подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961), поставлена задача – «. Обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» (1977, с.
96). Ф. В. Свойственно всем общественным формациям. В первобытном обществе оно существовало в форме физического упражнения, игр, состязаний и испытаний, имитировавших трудовые процессы, охоту, военные действия, отражавших различные обряды, и органически связывалось с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств. В рабовладельческом обществе (страны Древнего Востока, Древняя Греция, Рим, государства Закавказья и Средней Азии) Ф. В. Приобрело характер государственной системы подготовки юношества господствовавших классов к гражданской и военной службе и осуществлялось как в семье, так и в государственных учебных заведениях, в армии (см., например, Спартанское воспитание). В феодальном обществе Ф.
В. Стало основой систем рыцарского (княжеского) воспитания – верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, единоборства и игры военного и спортивного характера. С развитием городов Ф. В. Распространилось среди различных слоев городского и окрестного крестьянского населения, чему способствовали возникшие стрелковые, фехтовальные и др. Братства. Проводившиеся во время праздников состязания горожан в беге, борьбе, гребле, фехтовании, стрельбе из лука, игры с мячом. Значительно возрос интерес к Ф. В. В эпоху Возрождения. Гуманисты делали попытки ввести Ф. В. В школе. В Италии в начале 15 в. Витторино да Фельтре открыл школу, в которой большое внимание уделялось Ф. В., организации умственной и физической самодеятельности учащихся.
Во Франции Ф. Рабле и М. Монтень проповедовали Ф. В. В единстве с нравственным воспитанием и умственным образованием. Я. А. Коменский рассматривал Ф. В. Как важнейшую часть семейного воспитания и педагогического процесса в школе (в «Великой дидактике» и «Материнской школе» значительное место занимают вопросы гигиены, питания, здорового режима детей, физические упражнения, игры). Созвучные с идеями Коменского мысли о Ф. В. Детей высказывал учёный монах Епифаний Славинецкий (17 в.), который первым на Руси сделал попытку классифицировать подвижные игры и выделить из них приемлемые для Ф. В. Детей. Составной частью всестороннего воспитания подрастающих поколений считали Ф. В. Т. Мор и Т. Кампанелла. Главную задачу Ф. В. Дж. Локк видел в укреплении здоровья детей, в правильно организованном удовлетворении их естественные потребности в движении.
Ж. Ж. Руссо в педагогическом трактате « Эмиль, или О воспитании» подчёркивал значение Ф. В. Для умственного развития и трудового воспитания детей. Совершенствованию форм и методов Ф. В. Способствовали возникшие в 18 в. В Германии (в основном под влиянием идей Руссо) «школы человеколюбия и добрых нравов» – т. Н. Филантропины (см. Филантропизм), где зародилась немецкая национальная система гимнастики, основы которой были заложены педагогами-филантропистами Фитом и И. К. Ф. Гутс-Мутсом, а дальнейшее развитие связано с именем Ф. Яна. И. Г. Песталоцци разработал комплекс элементарных физических («суставных») упражнений, включил занятия гимнастикой в программу начального обучения. Нем. Педагог А. Шпис ввёл в школьную гимнастику порядковые (по степени сложности) упражнения, т.
Н. Вольные движения и упражнения на гимнастических снарядах. П. Линг положил начало созданию швед. Системы гимнастики (в основе – комплексы упражнений для развития и укрепления отдельных частей тела). В Чехии М. Тырш создал национальную систему гимнастики, получившую название «сокольской» (упражнения на гимнастических снарядах, вольные, групповые. Гимнастические пирамиды, хороводы и т.д.). В 19 и в начале 20 вв. Складывались национальные системы Ф. В. Во Франции (Ф. Аморос, Ж. Демени), Дании (Н. Бук), Великобритании (спортивно-игровой метод) и др. Странах. В ряде капиталистических стран Ф. В. Стало тесно связываться со Скаутизмом и использоваться для милитаризации воспитания молодёжи. В России проблемы Ф. В. Подрастающего поколения нашли отражение в 18 в.
В трудах И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. О необходимости Ф. В. Детей с раннего возраста писал В. Г. Белинский. За гармоническое развитие нравственных, умственных и физических сил человека выступали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. К. Д. Ушинский связывал Ф. В. С трудом, с умственным и нравственным развитием ребёнка, высказывался за введение Ф. В. В школьную программу. Оригинальную систему Ф. В. Создал П. Ф. Лесгафт. Определяя его как «физическое образование», методы которого должны строиться на общих принципах с умственным образованием, он указывал на огромное значение Ф. В. Для развития у детей восприятия и мышления. Значительный вклад в разработку форм и методов Ф. В. Внёс ученик Лесгафта В. В. Гориневский. С конца 19 в. В системах Ф. В. Всё большее место (как средство и метод) стал занимать спорт, воспитательное значение которого определяется его соревновательным характером, а также необходимостью систематических физкультурных тренировочных занятий для достижения высоких спортивных результатов (см.
Физическая культура и спорт). В СССР государственная система Ф. В. Строится на основе марксистских положений о значении его для всестороннего развития человеческой личности. «Под воспитанием мы понимаем, – писал К. Маркс, – три вещи. Во-первых. Умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение...» (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 198). В. И. Ленин отмечал. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, – разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!» (цитата по книге.
Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1955, с. 49–50). С первых лет Сов. Власти государственные и общественные физкультурно-спортивные организации, учреждения народного образования при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют намеченную Коммунистической партией программу массового Ф. В. Народа. Основные направления развития системы Ф. В. На разных этапах строительства социалистического общества определены постановлениями ЦК Коммунистической партии «О задачах партии в области физической культуры» (1925), «О физкультурном движении» (1929), «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» (1948), «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта» (1966).
Программная и нормативная основа сов. Системы Ф. В. – всесоюзный Физкультурный комплекс ГТО (см. Также «Готов к труду и обороне СССР»). Требования системы Ф. В. К лицам, имеющим или получающим спортивные разряды и звания, определяются Единой Всесоюзной спортивной классификацией (См. Единая всесоюзная спортивная классификация). Организованные занятия Ф. В. Проводятся в двух формах – обязательной и добровольной. Государственный характер обязательного Ф. В. Подрастающих поколений закреплен Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). Обязательные занятия по единым государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, во всех типах специальных учебных заведений, а также в армии, милиции и др.
На многих предприятиях и в учреждениях в режим рабочего дня введены производственная гимнастика и физкультурные паузы. Массовые добровольные занятия физической культурой, спортом и туризмом всех возрастных групп населения организуют коллективы физкультуры спортивных обществ (См. Спортивные общества) и ведомств, Детско-юношеские спортивные школы, секции и клубы ДОСААФ, советы по туризму, культурно-просветительские и внешкольные учреждения. Внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт народа способствуют регулярные передачи утренней и производственной гимнастики в программах Всесоюзного радио и центрального телевидения. Успешное решение задач Ф. В. Обеспечивается постоянно укрепляющейся материально-технической базой физкультурного движения (стадионы, спортивные залы, базы, бассейны и др.
Спортивные сооружения, массовое производство спортивного снаряжения и оборудования (См. Спортивное снаряжение и оборудование)), планомерной подготовкой педагогических и тренерских кадров в специальных высших и средних учебных заведениях физической культуры (см. Физкультурное образование), врачебным контролем за физическим развитием и состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (см. Спортивная медицина). В СССР и др. Социалистических странах (где также существуют государственные системы Ф. В.) Ф. В. Занимает всё большее место в жизни общества, в борьбе трудящихся за построение коммунизма, способствует стиранию грани между умственным и физическим трудом, повышению производительности труда, укреплению здоровья народа, развитию физической культуры и спорта.
В капиталистических государствах единых программ Ф. В., как правило, не существует, обязательные занятия в школе имеют в основном узкоспециализированную спортивную направленность, что исключает всесторонность Ф. В. Государственная система программно-оценочных нормативов и требований по Ф. В. Типа физкультурного комплекса ГТО в капиталистических странах отсутствует. Организованные самодеятельные занятия трудящейся молодёжи проводятся крайне ограниченными в средствах физкультурно-спортивными организациями при профсоюзах. Буржуазные спортивные клубы и др. Объединения вопросами Ф. В. Не занимаются, деятельность их сосредоточена на культивировании определённых видов спорта в коммерческих и престижных целях. Лит. Теория и методика физического воспитания, т.
1, М., 1967. Советская система физического воспитания, под ред. Г. И. Кукушкина, М., 1975. История физической культуры и спорта, М., 1975. См. Также лит. При ст. Физическая культура и спорт. Г. И. Кукушкин, В. В. Столбов, И. Н. Решетень..
Дополнительный поиск Физическое воспитание
На нашем сайте Вы найдете значение "Физическое воспитание" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Физическое воспитание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 21 символа