Фирдоуси

134

Абулькасим (около 940, г. Туе, – 1020 или 1030, там же), персидский и таджикский поэт. Родился в семье разорившегося аристократа-землевладельца. В 976 стал работать над продолжением поэмы «Шахнаме», начатой поэтом Дакики. Первую редакцию завершил в 994, вторую – в 1010. «Шахнаме» была преподнесена султану Махмуду Газневиду (998–1030), который отнёсся к поэме резко отрицательно, ибо её содержание противоречило деспотической захватнической политике султана. Эта истинная причина неприятия им труда Ф. Была установлена сов. Учёными Е. Э. Бертельсом, Б. Г. Гафуровым, С. П. Толстовым и др. За свой 35-летний труд Ф. Не только не получил никакого вознаграждения, но подвергся преследованию и долгие годы провёл в изгнании. Существует предание о составлении Ф.

Сатиры на султана Махмуда. «Шахнаме», национальный эпос персов и таджиков, памятник мирового значения, огромная, состоящая из 55 тыс. Бейтов поэма, пользовалась необычайной популярностью с момента своего появления. При многократной переписке текст подвергался многочисленным искажениям, засорялся посторонними вставками. Первое научное издание «Шахнаме» осуществлено в Индии англ. Учёным Т. Маканом на основе 17 рукописных списков (1829). Позднее вышло в Париже издание франц. Учёного Ж. Моля на основе 30 списков (1838–78). Оба они были подготовлены по текстам поздних (после 15 в.) рукописей, которые, к тому же, издателями не были описаны. Нем. Учёный И. А. Вуллерс издал текст, составленный путём сличения изданий Макана и Моля (опубликовал 3 тома из 9, 1877–84).

Это неоконченное издание было завершено в Тегеране к тысячелетнему юбилею Фирдоуси в 1934–36 Иран. Учёными С. Нафиси, Икбалем и М. Минови. Впервые научное издание текста «Шахнаме» на основе современных методов текстологии, разработанных Е. Э. Бертельсом, и с привлечением древнейших рукописных списков (13 и 14 вв.) было осуществлено институтом востоковедевия АН СССР (т. 1–9, 1960–71). С 1971 этот текст под новой редакцией переиздаётся в Тегеране. Из специальных словарей к поэме заслуживают упоминания «Лугат-и-Шахнаме» Абдалкадира Багдади (начат в 1656) и «Словарь-конкорданс Шахнаме» нем. Учёного Ф. Вольфа (1935). Ф. Приписывают также лирические стихотворения и поэму на библейско-коранический сюжет «Юсуф и Зулейха», однако их принадлежность Ф.

Маловероятна. «Шахнаме» Ф. Композиционно делится на 50 т. Н. Царствований («падишахи») неравного объёма (от нескольких десятков до нескольких тысяч бейтов). Внутри отдельных царствований имеются большие сказания (дастаны). Самые значительные дастаны эпопеи – «Заль и Рудабе», «Семь подвигов Рустама», «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра», «Рустам и Исфандияр», «Бижан и Маниже» и др. Условно принято делить «Шахнаме» на три части. Мифологическую, героическую, историческую (с появления Искандара – Александра Македонского). В мифологическую часть вошли в переработанном виде древние Иран. Мифы и космогонические представления, отчасти отражённые задолго до н. Э. В «Авесте» (См. Авеста). В героической части «Шахнаме» произошла контаминация собственно Иран.

Эпических сказаний с систанским (сакско-скифским) богатырским циклом, причём систанский элемент в «Шахнаме» стал преобладающим и потому не какой-либо шах, а Рустам – главный герой всей героической части. Каждое царствование построено по определённой схеме. Зачин, тронная речь, повествование, предсмертное завещание, концовка. «Шахнаме» в значительной мере сохраняет черты героического эпоса с разработанными «клише» для описания поединков, перебранок героев и др. Вместе с тем сильна и традиция письменной литературы, которая сказывается в философских словопрениях, назиданиях. Историческая часть эпопеи испытала по форме сильное влияние жанра версифицированной придворной хроники. Стиль Ф. Отличается чрезвычайным лаконизмом и предельной экспрессией, эпические штампы сосуществуют рядом с индивидуально-авторскими речевыми характеристиками.

Для творческой манеры поэта свойствен приём гиперболизации, распространяемый, в отличие от стиля героического эпоса с его избирательным гиперболизмом, на описание и внешности, и душевных переживаний, и подвигов героев. В поэтической речи Ф. Много эпитетов и сравнений и относительно мало собственно метафор. Поэту чужды абстрактные образы и представления, основанные на категориях ислама и средневековой философии, а также реминисценции из араб. Литературы, арабизмы в лексике. В то же время в поэме заметно пристрастие Ф. К Иран. Архаизмам. «Шахнаме» пронизывает идея борьбы Добра и Зла, которая часто выступает в виде оппозиции справедливость – несправедливость, представленной в художественных картинах непрерывной борьбы Ирана (источника Добра) и Турана (носителя Зла) и в образах, воплотивших мысли Ф.

Об идеальном правителе. В «Шахнаме» нарисована целая галерея справедливых государей. Другая основная идея творения Ф. – любовь к родной стране, Ирану. В «Шахнаме» богатыри и шахи считают своим священным долгом защиту отчизны от посягательств на её независимость иноземных захватчиков. В эпоху неограниченного влияния ислама Ф. Воспел разум как высший дар, залог победы и бессмертия человека. «И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит». Вся эпопея пронизана сочувствием к людям труда, прежде всего – крестьянам. Ф. Призывает правителей заботиться о них, не облагать податями при стихийных бедствиях, защищать от произвола чиновников. Симпатии к простому народу Ф. Выражает не только всем образным строем поэмы, но и в лирических отступлениях, особенно в изображении народных восстаний – легендарного, под водительством кузнеца Каве, и исторического (5 в.) – Маздака.

В этом и состоит народная основа эпопеи Ф., вопреки явно выраженному легитимистскому мировоззрению автора. Престол, по мнению Ф., может занимать лишь представитель законной династии – именно он является обладателем фарра (божественной благодати). Однако, если венценосец становится на стезю несправедливости, фарр покидает его. Ф. Поэтому признаёт за подданными право на насильственное свержение тирана. «Шахнаме» переводилась неоднократно на многие европейские языки. На рус. Язык одну из частей поэмы с нем. Перевёл в 19 в. В. А. Жуковский, в 20 в. – С. Соколов. Значительную часть эпопеи перевели сов. Переводчики М. Лозинский, С. Липкин, В. Державин, Ц. Бану, М. Дьяконов, И. Сельвинский. Значение «Шахнаме» для всей последующей перс. И тадж. Литературы, а также литератур др.

Народов Востока огромно, она вызвала целый ряд подражаний и т. Н. Циклических поэм. Тексты в рус. Пер. Книга царей Шахнаме, пер. М. Лозинского, под ред., с комментариями и статьей Ф. А. Розенберга, М. – Л., 1934. Шахнаме, [пер. Ц. Б. Бану и А. Лахути, ст. И коммент. А. А. Старикова, под ред. А. Лахути и А. Н. Болдырева], т. 1–4, М., 1957–69. Шахнаме, т. 1–2, пер. В. Державина и С. Липкина. [Вступ. Ст. И. С. Брагинского, подгот. Текста и прим. М.-Н. О. Османова, М., 1964]. Лит. Бертельс Е. Э., Абу-л-Касим Фирдоуси и его творчество, М. – Л., 1935. Дьяконов М., Фердоуси, Жизнь и творчество, М. – Л., 1940. Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959. Nöldeke Тh., Das iranische Nationalepos, 2 Aufl., В. – L., 1920. Masse H., Firdousi et l'épopée nationale, P., 1935. Ирадж Афшар, Кетабшенасие Фердоуси, Тегеран, 1968.

М. Н. О. Османов. Иллюстрация к поэме «Шахнаме». Миниатюра из персидской рукописи 15 в. Национальная библиотека. Париж. Резной камень с изображением Фирдоуси. Иллюстрация к поэме «Шахнаме». Художник И. Костылёв. Москва. 1959..

Значения в других словарях
Фиоритура

(итал. Fioritura, буквально – цветение) (музыкальная), общее обозначение мелодических украшений (см. Орнаментика). Термин «Ф.» применяется главным образом к вокальной музыке.. ..

Фирвальдштетское озеро

Люцерн (нем. Vierwaldstattersee, франц. Lucerne), озеро у подножий Альп в Швейцарии. Расположено на высоте 434 м, в межгорной тектонической впадине, днище которой выположено древним ледником. Состоит из 4 бассейнов, соединённых между собой узкими (до 1 км) проливами. Длина системы 38 км, общая площадь 113,8 км2, наибольшая глубина 214 м. Через Ф. О. Протекает р. Рейс (приток р. Ааре, бассейн Рейна). Подъём уровня летом (в среднем на 0,8–1,0 м), когда в Ф. О. Поступают талые воды альпийских ледн..

Фирдоуси Абулькасим

Фирдоуси Абулькасим (около 940, г. Туе, √ 1020 или 1030, там же), персидский и таджикский поэт. Родился в семье разорившегося аристократа-землевладельца. В 976 стал работать над продолжением поэмы «Шахнаме», начатой поэтом Дакики. ..

Фиренцуола

(Firenzuola) Аньоло (18.9.1493, Флоренция, – 17 или 27.6.1543, Прато), итальянский писатель. В 1518–26 был монахом. В книге новелл «Беседы о любви» (1523–24, изд. 1548) Ф. Взял за образец «Декамерон» Дж. Боккаччо. В «Беседах...» изображены рассказчики из аристократического общества, исповедующие идеалы неоплатонической любви и красоты, которые совпадают с эстетическими идеалами самого Ф. Фабулы рассказов традиционны. В них описаны радости чувств, любви, лицемерие монахов. Ф. Превосходно владел к..

Фирдоуси

Фирдоуси (правильнее "Ф-ий", т. Е. Райский", Абуль-Касим Тусский) — знаменитейший персидский поэт, родился около 935 г., умер вскоре после 1020 г. Обширные показания о Ф. И о "Шахнаме" содержатся. А) в двух персидских предисловиях к "Шахнаме", из которых одно встречается уже в рукописях 1434 г. (франц. Пер. Валленбурга, Вена, 1810), а другое составлено в 1425 г. По приказу Тимурова внука Бейсонгур-хана (напеч. В изд. "Шахнаме" Мекена, 1829). Б) у Девлет-шаха (1487. Изд. И пер. Вуллерс. "Fragment..

Фирдоуси

ФирдоусиФирдоуси Абулькасим (ок. 940 - 1020 или 1030) Персидский поэт. Автор поэмы "Шахнаме" (1-я редакция - 994, 2-я - 1010), включающей около 55 тыс. Бейтов (двустиший) и условно делящейся на мифологическую, героическую и историческую части.Афоризмы, цитаты• Есть тайна двух, но тайны нет у трех,• И всем известна тайна четырех.• Поэма "Рустам и Сухраб" (из эпоса "Шахнаме"), перевод с фарси В. Державина.• Будь юношей, будь старцем седовласым -• Со всеми равен ты пред смертным часом.• Когда палящ..

Фирдоуси

ФИРДОУСИ - величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы «Шах-намэ» (Книга царей). Абул-Касим Ф. Род. Между 932 и 935/6 н. Э. В окрестностях гор. Туса, в Хорасане (остатки этого города невдалеке от теперешнего Мешхеда), в семье дихкана, как тогда называли помещиков-феодалов. Можно полагать, что поместья Ф. Были невелики и лишь с трудом кормили их владельцев, положение к-рых в эти годы беспрестанных войн было очень тяжелым. О детстве и юности Ф. У нас сведений почти нет. Несомненно, однако, чт..

Фирдоуси

Туси, Абулькасим (ок. 940 - ок. 1020) - таджикско-персидский поэт. Родился в Хорасане близ г. Тус в семье помещика (дихкана). О раннем творчестве Ф. Ничего не известно. Предположительно после 50 лет приступил к версификации древнеиранских мифов, легенд и сказаний, назвав свой труд "Шахнаме". Работал над ним ок. 35 лет. Текст "Шахнаме" состоит из 52 тыс. Двустиший. Эпопея построена как история царей. По содержанию она распадается на три периода. Мифический, героический и исторический, но формальн..

Дополнительный поиск Фирдоуси Фирдоуси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фирдоуси" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фирдоуси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 8 символа