Гейнсборо (Gainsborough) Томас

61

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 - Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. Некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор.

Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749, галерея Тейт, Лондон. "Мистер Браун с женой", 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("Сад Гейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Бате и Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика.

Художник работает в имениях столичных аристократов. Во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("Портрет Абеля", ок. 1777. "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом.

В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино. "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж). Двойные портреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У.

Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон. "Портрет Элизы и Томаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски.

Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой"). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам.

Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка с поросятами", 1782, собрание Хауарда. "Девочка, собирающая грибы", собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо..

Значения в других словарях
Гейнзе (Heinze) Вильгельм

ГЕЙНЗЕ (Heinze) Вильгельм (1746-1803) - немецкий писатель. Представитель романтизма. Автор романа-утопии "Ардингелло, или Острова блаженных" (1787), романа (являющегося и учебником шахмат) "Анастасия и шахматная игра" (1803).. ..

Гейнс Владимир Константинович

ГЕЙНС Владимир Константинович (1839-88) - российский общественный деятель. В 1860-х гг. Член "Земли и воли", капитан Генштаба. С 1868 в эмиграции (псевд. Вильям Фрей). В США организовал русскую земледельческую коммуну, участник американского социалистического движения. Создал "религию человечества", близкую толстовству.. ..

Гейровский (Heyrovsky) Ярослав

ГЕЙРОВСКИЙ (Heyrovsky) Ярослав (1890-1967) - чешский химик, иностранный член АН СССР (1966). Создал полярографию, сконструировал (1925, совместно с японским ученым М. Шикатой) первый полярограф. Нобелевская премия (1959).. ..

Гейсман Платон Александрович

ГЕЙСМАН (с 1916 - Гейсманс) Платон Александрович (1853-1919) - российский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии (1913). Участник русско-турецкой войны 1877-78. С 1892 профессор военной истории в Академии Генштаба. В 1907-1917 командовал дивизией, корпусом, войсками Казанского ВО. С 1918 приват-доцент Петроградского университета. Труды по истории военного искусства, генерального штаба, русско-турецкой войны 1877-78, по исследованию тактики массовых армий и др.. ..

Дополнительный поиск Гейнсборо (Gainsborough) Томас Гейнсборо (Gainsborough) Томас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гейнсборо (Gainsborough) Томас" в словаре Большой энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гейнсборо (Gainsborough) Томас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 30 символа