Юм Дейвид

95

ЮМ Дейвид (1711-76) - шотландский философ, историк, экономист. В "Трактате о человеческой природе" (1739-40) развил Учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке "впечатлений", причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма - один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.ЮМ (Hume) Дейвид (26 апреля 1711, Эдинбург - 25 августа 1776, там же), шотландский философ и историк. Оказал решающее воздействие на возникновение в 19 в. Традиции позитивизма, а в 20 в.

- на развитие аналитической философии. Жизнь и трудыУчился в Эдинбургском университете, затем работал клерком в торговой фирме. В 1734-36 находился во Франции, где подготовил свой главный труд - "Трактат о человеческой природе" (первые две книги вышли в 1739, третья в 1740). Вопреки ожиданиям автора, "Трактат" не вызвал интереса у широкой публики, однако опубликованные в 1741-42 эссе на различные темы уже имели успех. Попытки сделать академическую карьеру окончились неудачей из-за противодействия представителей Церкви Шотландии, видевших в нем опасного скептика и даже атеиста. В 1748 выходит "Исследование о человеческом познании", в 1751 "Исследование о принципах морали" - переработанные и сокращенные варианты первой и третьей книг "Трактата".

Приблизительно в это же время написаны "Диалоги о естественной религии", опубликованные посмертно в 1779. В 1752 Юм издает эссе на экономические темы. Работа в качестве библиотекаря Эдинбургского общества адвокатов дала Юму возможность собрать богатый фактический материал для восьмитомной "Истории Англии" (1754-62). В 1757 была опубликована "Естественная история религии". Участие в 1763-66 в дипломатической миссии в Париже в качестве личного секретаря британского посла позволило Юму познакомиться с французскими просветителями, у которых он встретил горячий прием (некоторые из них ошибочно принимали его за атеиста). В 1767-68 Юм был помощником государственного секретаря. Автобиографическое эссе Юма "Моя жизнь" было издано через год после его смерти его другом Адамом Смитом.

Учение об опытеВ "Трактате" и в "Исследованиях" Юм говорит о необходимости совершенствования "моральной философии" как универсальной науки о человеке, которой, в отличие от "естественной философии" (естествознания), еще предстоит стать подлинно эмпирической наукой.В духе сенсуализма источником знания Юм считает опыт, складывающийся из "восприятий" (perceptions), которые Юм разделяет на "впечатления" и "идеи". Впечатления отличаются яркостью и живостью, они - исходные элементы чувственного опыта. Юм делит их на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Идеи суть копии впечатлений, уступающие им по степени яркости и живости. Идеи разделяются на простые, происходящие из конкретных впечатлений и им соответствующие, и сложные (модусы, субстанции и отношения).

Психологический механизм связи восприятий Юм усматривает в принципе ассоциации (непознаваемом по существу), благодаря которому из простых идей образуются сложные. Юм подробно анализирует три типа ассоциации идей. По сходству, по смежности в пространстве и во времени и, наконец, наиболее распространенный тип - по причинности.Юм предлагал отказаться от идеи субстанции, считая ее фикцией воображения. Восприняв аргументацию Джорджа Беркли против материальной субстанции, Юм шел дальше, подвергая критике также и понятие духовной субстанции. Такой же фикцией выступает для Юма создаваемое воображением тождество личности, понимаемой им как "связка или пучок. Различных восприятий".Вслед за Беркли он заменяет абстрактные понятия конкретными идеями-представлениями, скопированными с ярких чувственных впечатлений, и подчеркивает при этом сигнальную роль языка, способного вызвать нужную идею.

Принятое со времен Джона Локка разделение первичных и вторичных качеств Юм считает лишенным смысла, полагая, что все качества имеют чувственно-субъективный характер. Идея причинностиВ центре теоретической философии Юма - Анализ проблемы причинности, т. Е. Необходимой связи между двумя событиями, которую Юм считает недоказуемой. Каузальные и логические связи не совпадают, действие не содержится в причине, не похоже на нее и невыводимо из нее. Основанием причинности не может быть и опыт, так как мы не наблюдаем связь причины и действия, а имеем лишь впечатления совместного появления двух событий. Ожидание того, что будущая последовательность событий будет похожа на прошлую (например, солнце завтра взойдет), основывается исключительно на вере, источником которой является привычка.

Привычное соединение впечатлений и идей, сопровождающееся особым чувством обязательности, и создает, по Юму, идею необходимой связи причины и действия. Таким образом, "необходимость есть нечто существующее в уме, а не в объектах...". Анализ проблемы причинности Юма оказал влияние на возникновение "критической философии" Канта. Аффекты. "Симпатия"Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не Разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект. Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть). Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты.

Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания.ЭтикаПодчеркивая важнейшую роль чувственности в морали, Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.Философия религииВ "Естественной истории религии" Юм показывал укоренность религиозных представлений в особенностях "природы человека".

Он считал, что монотеизм не был ранней религией человечества. Заботы о житейских делах, надежды и страхи, а отнюдь не простое и незаинтересованное созерцание природы явились, согласно Юму, источником религиозных представлений. Положительно относился он и к известной гипотезе, что прототипом богов древних религий были реальные люди, ставшие благодаря своим особым достоинствам предметом восхищения народа. В знаменитой главе "О чудесах", включенной в "Исследование о человеческом познании", он доказывал, что описания всевозможных чудес противоречат свидетельством чувств и здравого смысла. Критическая аргументация Юма была призвана показать не невозможность чудес как таковых, а невозможность разумной веры в чудеса, представляющие собой нарушения законов природы.

Свою позицию он, как и деисты, называл "естественной религией", в основе которой лежит допущение непознаваемой высшей причины.Сочинения:Сочинения. В 2 т. М., 1996.Inquiries concerning the Human Understanding and concerning the Principles of Morals / Ed. By L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1975.Treatise of Human Nature / Ed. By L. A. Selby-Bigge. Oxford, 1978.Литература:Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма. М., 1905-11. Ч. 1-2.Нарский И. С. Философия Давида Юма. М., 1967.Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958.Jedynak S. Hume. Warszawa, 1974.Ayer A. J. Hume. Oxford, 1980.А. Ф. Грязнов "ЮМАНИТЕ" (L Humanite) - французская еженедельная газета, с 1920 центральный орган Французской коммунистической партии (в 1904-1920 орган Социалистической партии), Париж.

Основана Ж. Жоресом..

Значения в других словарях
Юм Дейвид

Юм (Hume) Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, ‒ 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма. ..

Юлтый Даут Исхакович

ЮЛТЫЙ (Юлтыев) Даут Исхакович (1893-1938) - башкирский писатель. Стихи и поэмы, посвященные колхозникам и рабочим-нефтяникам. Историко-революционный роман "Кровь" (кн. 1-2, 1934-70), историческая драма "Карагул" (1920). Репрессирован. Реабилитирован посмертно.. ..

Юм (Hume) Аллан Октавиан

ЮМ (Hume) Аллан Октавиан (1829-1912) - англичанин, участник индийского национального движения, один из основателей и руководителей Индийского национального конгресса.. ..

Юмашев Иван Степанович

ЮМАШЕВ Иван Степанович (1895-1972) - российский адмирал (1943), Герой Советского Союза (1945). В 1939-47 командовал Тихоокеанским флотом. В 1947-51 главнокомандующий ВМС и военно-морской министр. В 1951-57 начальник Военно-морской академии.. ..

Юмор

ЮМОР (англ. Humour) - особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от "разрушительного смеха", сатиры и "смеха превосходства" (в т. Ч. Иронии), в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание "чудака", что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления. Личностная (субъективная) и "двуликая" природа юмора объясняет его становлен..

Юм Дейвид

(Hume, David)ДЭВИД ЮМ(1711-1776), шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов. Поместье Найнвелс, примыкающее к селению Чернсайд близ Берик-апон-Туида, принадлежало семье с начала 16 в. Мать Юма Кэтрин, "женщина редких достоинств" (все цитаты в биографической части статьи приведены, если это не оговаривается специально, по автобиографической работе Юма Моя жизнь - The Life of David Hu..

Дополнительный поиск Юм Дейвид Юм Дейвид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Юм Дейвид" в словаре Большой энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Юм Дейвид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ю". Общая длина 9 символа