Аполог
(греч.) — известный род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение читателя и слушателя, представляя ему сцены из животной жизни. Таким образом, А. Сроден животному эпосу, смешавшись с которым, переродился в нынешнюю басню. Разница между А. И произведениями животного эпоса в том, что первый всегда имеет фигуральное значение и что за выступающими в нем животными, так сказать, скрываются люди, между тем как в животном эпосе первоначально человек изображал нравы, обычаи и характер животных, не стремясь ни к какой педагогической или нравоучительной цели. Только с течением времени, хотя, впрочем, уже в глубокой древности, родился новый смешанный литературный род — басня. А. Являются в большом количестве на Востоке и Западе, хотя в особенности этот род литературного творчества был любим в восточных странах.
Одним из самых известных и получивших громадное распространение апологических сборников было санскритское сочинение "Пангатантра", которое дало начало Эзоповой басне и потом, переделанное на исхлевийский язык п. З. "Калила ва Димна", во второй раз явилось в Европе и породило множество апологических произведений во всех литературах Средних веков и века Возрождения. В этом переходе восточный А. Потерпел довольно важную перемену. На Востоке все А. Отличаются чисто дидактическим характером и приводятся исключительно с целью доказательства какой-нибудь нравственной истины, в Европе же они принимают более сильный отпечаток эпического характера и становятся баснями. Кроме того, есть еще другая внешняя разница между восточными и европейскими апологами, а именно.
Восточные сборники изобилуют т. Н. Вводными апологами, т. Е. Такими, которые приводятся в доказательство какого-нибудь положения лицом или животным, выступающим уже в другом, так сказать, основном, апологе. Такие вводные апологи в значительном числе находим в "Калила ва Димна". Эта литературная рамка на европейской почве является редко и притом всегда в весьма неразвитом виде, т. Е. Действующие лица указывают лишь в общих выражениях на знакомое содержание басни. Но в двух европейских памятниках встречаем полную форму вводного А. Эти сочинения следующие. "Liber de obsidione Anconae" (Muratori. Rerum Italicarum Scriptores XI) и "Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus". Последнее некоторыми приписывается Кириллу Иерусалимскому, Кириллу Александрийскому и некоторыми Кириллу-первоучителю славян.
Все эти догадки не имеют почти никакого основания. На автора лучше всего указывает рукопись пражской библиотеки, теперь испорченная вандальскими переделками скриптора Циммермана. Ее перед порчей видел и описал Добровский, по словам которого, в одной из рукописей читалось следующее. "Incipit liber primus Quadripartiti editus a Cirillo epo. (Alias gwidenon laureato poeta). Semperdisce et extmis sapiencie magis stude. — Explicit liber quadripartiti editus a Cirillo epo (alias gwidenon laureato po)eta finit' anno dni MCCCCLXII ff IIII an Greg'oij". Места, поставленные здесь в скобках потом были вырезаны Циммерманом. Такой же вырезке подверглась запись другой рукописи апологов, также виденная Добровским. "Cyrilli (alias Sycinderini poetae laureati) apologorum libri 4 a folio 1 usque ad folium 55 versum".
По этим заметкам полагают, что автор происходил из Гвидоне, итальянского городка в провинции Капитанат. Фойгт по бреславльской рукописи поправляет слово Sycynderinus на Gwiderinus, мы там читаем. "Liber vocatus Gwidrinus sic nominatur", что ближе имени Gwidenon. То же самое имя повторяется в лейпцигской рукописи. Пейнер высказывает догадку. Нельзя ли отождествить этого Гвидрина с латинско-польским автором изданного анонимно "Gameratus'a". Этот автор назывался "Viduinus Canonicus Vratislavensis, Capellanus Cracoviensis". A. H. Веселовский не признает этой догадки и соглашается с другим предположением, что автором апологов, вероятно, был какой-нибудь клирик XIV в., который мог называться Гвидрин и воспитывался в Италии, где струя животного эпоса была слабее, чем на севере, что отразилось, напр., и в ее бедности в апологах.
Ср. А. Н. Веселовский. "Заметки по литературе и народной словесности" в приложениях к XLV т. "Записок Императорской академии наук". Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка "Калилы ва Димны" п. З. "Стефанит и Ихнилат", кроме того, "Зрелище жития человеческого" и др. См. Под соответствующими отдельными словами..
Дополнительный поиск Аполог
На нашем сайте Вы найдете значение "Аполог" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аполог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 6 символа