Аполог

144

(греч.) — известный род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение читателя и слушателя, представляя ему сцены из животной жизни. Таким образом, А. Сроден животному эпосу, смешавшись с которым, переродился в нынешнюю басню. Разница между А. И произведениями животного эпоса в том, что первый всегда имеет фигуральное значение и что за выступающими в нем животными, так сказать, скрываются люди, между тем как в животном эпосе первоначально человек изображал нравы, обычаи и характер животных, не стремясь ни к какой педагогической или нравоучительной цели. Только с течением времени, хотя, впрочем, уже в глубокой древности, родился новый смешанный литературный род — басня. А. Являются в большом количестве на Востоке и Западе, хотя в особенности этот род литературного творчества был любим в восточных странах.

Одним из самых известных и получивших громадное распространение апологических сборников было санскритское сочинение "Пангатантра", которое дало начало Эзоповой басне и потом, переделанное на исхлевийский язык п. З. "Калила ва Димна", во второй раз явилось в Европе и породило множество апологических произведений во всех литературах Средних веков и века Возрождения. В этом переходе восточный А. Потерпел довольно важную перемену. На Востоке все А. Отличаются чисто дидактическим характером и приводятся исключительно с целью доказательства какой-нибудь нравственной истины, в Европе же они принимают более сильный отпечаток эпического характера и становятся баснями. Кроме того, есть еще другая внешняя разница между восточными и европейскими апологами, а именно.

Восточные сборники изобилуют т. Н. Вводными апологами, т. Е. Такими, которые приводятся в доказательство какого-нибудь положения лицом или животным, выступающим уже в другом, так сказать, основном, апологе. Такие вводные апологи в значительном числе находим в "Калила ва Димна". Эта литературная рамка на европейской почве является редко и притом всегда в весьма неразвитом виде, т. Е. Действующие лица указывают лишь в общих выражениях на знакомое содержание басни. Но в двух европейских памятниках встречаем полную форму вводного А. Эти сочинения следующие. "Liber de obsidione Anconae" (Muratori. Rerum Italicarum Scriptores XI) и "Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus". Последнее некоторыми приписывается Кириллу Иерусалимскому, Кириллу Александрийскому и некоторыми Кириллу-первоучителю славян.

Все эти догадки не имеют почти никакого основания. На автора лучше всего указывает рукопись пражской библиотеки, теперь испорченная вандальскими переделками скриптора Циммермана. Ее перед порчей видел и описал Добровский, по словам которого, в одной из рукописей читалось следующее. "Incipit liber primus Quadripartiti editus a Cirillo epo. (Alias gwidenon laureato poeta). Semperdisce et extmis sapiencie magis stude. — Explicit liber quadripartiti editus a Cirillo epo (alias gwidenon laureato po)eta finit' anno dni MCCCCLXII ff IIII an Greg'oij". Места, поставленные здесь в скобках потом были вырезаны Циммерманом. Такой же вырезке подверглась запись другой рукописи апологов, также виденная Добровским. "Cyrilli (alias Sycinderini poetae laureati) apologorum libri 4 a folio 1 usque ad folium 55 versum".

По этим заметкам полагают, что автор происходил из Гвидоне, итальянского городка в провинции Капитанат. Фойгт по бреславльской рукописи поправляет слово Sycynderinus на Gwiderinus, мы там читаем. "Liber vocatus Gwidrinus sic nominatur", что ближе имени Gwidenon. То же самое имя повторяется в лейпцигской рукописи. Пейнер высказывает догадку. Нельзя ли отождествить этого Гвидрина с латинско-польским автором изданного анонимно "Gameratus'a". Этот автор назывался "Viduinus Canonicus Vratislavensis, Capellanus Cracoviensis". A. H. Веселовский не признает этой догадки и соглашается с другим предположением, что автором апологов, вероятно, был какой-нибудь клирик XIV в., который мог называться Гвидрин и воспитывался в Италии, где струя животного эпоса была слабее, чем на севере, что отразилось, напр., и в ее бедности в апологах.

Ср. А. Н. Веселовский. "Заметки по литературе и народной словесности" в приложениях к XLV т. "Записок Императорской академии наук". Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка "Калилы ва Димны" п. З. "Стефанит и Ихнилат", кроме того, "Зрелище жития человеческого" и др. См. Под соответствующими отдельными словами..

Значения в других словарях
Аполог

(греч. Apologos, буквально — рассказ) в древнегреческой и восточной литературе краткое (по сравнению с басней (См. Басня)) нравоучительное произведение, построенное на аллегорическом изображении животных или растений. Знаменитое собрание А. — в сборнике индийских сказок «Панчатантра» на санскрите (3 в. В арабских и персидских переработках — «Калила и Димна»). В русской поэзии А. Встречался в середине 18 — начале 19 вв., например у И. И. Дмитриева.. ..

Аполлос, в мире Иван Егорович Беляев

(1812—1885) — духовный писатель, магистр Киевской духовной академии, архиепископ вятский, автор "Слов", напечатанных в Астрахани, Пскове, Новгороде, СПб. И Вятке, а также в журнале "Странник" (1862 и 1864).. ..

Аполлос, или Аполлоний

Еврей-христианин из Александрии, игравший довольно видную роль в истории апост. Павла. Он выступил первоначально в Эфосе (Деяния Апостолов XVIII, 24) и затем особенно часто упоминается в Первом послании к Коринфянам. Он, кажется, ввел александрийско-еврейскую философию в апостольское христианство. В Коринфе именем его называлась одна партия, которая, кажется, была невысокого мнения о Павловой простоте и в том отношении расходилась с А., который лично был в самых лучших отношениях с Павлом. Лютер..

Апологетика

И апологеты — см. Апология.. ..

Апология

(греч.) — защитительная речь или защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица. Известна А. Сократа, приписываемая Платону и Ксенофонту, также А. Ритора Либания и Апулея, которою последний защищался от обвинений в колдовстве. В особенности же это слово употребляется для означения сочинений, защищающих христианство. Их авторы назывались апологеты, а наука о защите христианской религии — апологетикой. Конечно, содержание и форма А. Зависит от того, кем и какие учения хри..

Аполог

-а, м. Лит.. ..

Аполог

(греч. Apologos - рассказ). Басня, притча, вообще маленький рассказ, имеющий целью нравственное поучение читателя.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Apologos, рассказ. Маленький поучительный рассказ.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)маленькая притча, короткий иносказательный рассказ.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в соста..

Аполог

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Аполог

М. Притча, басня, поучительное иносказание. Апология ж. Защита лица, дел или сочинений его, устно или письменно. Апологичный, апологический, защитный, заступный, отстойный. Апологист м. Защитник кого или чего на словах или на письме. Апологетика, наука о началах, излагающих истины христианства.. ..

Аполог

М.Краткое иносказательное нравоучительное повествование из жизни животных, близкое к басне.. ..

Аполог

Аполога, м. (греч. Apologos - рассказ) (лит.). Краткий аллегорический рассказ из жизни животных, басня.. ..

Аполог

АПОЛОГ (греч.) аллегорически-дидактическое повествование, по основным формальным признакам тождественное с басней. Различие терминов только в том, что А. Обычно называют произведения античных и восточных литератур, тогда как термин «басня» применяется и к произведениям новых литератур европ. Народов. ..

Аполог

АПОЛО´. ..

Дополнительный поиск Аполог Аполог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аполог" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аполог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 6 символа