Аскольд и Дир
Аскольд (Оскольд, Скальд) и Дир — два дружинника Рюрика, о которых упоминается в истории начала русского государства. Предание говорит, что у Рюрика было двое "мужей", А. И Д., не родных ему, которые выпросились у него идти к Царю-граду с родом своим (есть известия, что А. И Д. Оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим "мужам" земли веревкой на волости, или "верви", обделил А. И Д., которые в обиде ушли). Завидев на Днепре городок Киев, плативший дань хазарам, А. И Д. Остались в нем, собрав около себя много варягов, и начали владеть землею полян. Надо полагать, что Киев в то время был притоном варягов и всяких искателей приключений, чем впоследствии были Тмуторокань и Берлад. По некоторым известиям сюда, в Киев, перебежало из Новгорода много людей, недовольных Рюриком.
А. И Д. Стали вождями довольно многочисленной шайки, и поляне должны были им подчиниться. А. И Д. Воевали со степными варварами, с соседними славянскими племенами — древлянами и угличами, и с дунайскими болгарами. Имея в своем распоряжении немалое число ратных людей, А. И Д. С дружиной предприняли поход на Византию. Заветная мысль варяга исполнилась, и Русь оказалась у стен Царьграда, приплыв на 200 парусных ладьях в 866 г. Здесь Русь нажила себе славное имя, впервые отмеченное в Византийских хронографах. Аскольдов поход не удался, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступничества Богородицы. Поднявшаяся буря разбила русские ладьи, и остатки дружины возвратились со своими князьями назад в Киев. Византийцы вслед за этим передают о принятии христианства некоторыми русскими, о посылке к ним из Царьграда епископа.
Таким образом, этот поход доставил в Киев первые семена христианства. Так уже рано обнаружилось значение Киева в нашей истории вследствие столкновения Руси с Византией. В 869 г. † Рюрик, оставив малолетнего Игоря, передал княжение Олегу, как старшему в роде. Олег, продолжая стремление Рюрика к сосредоточию власти, двинулся на Ю. С войском, составленным из всех подвластных ему племен — чуди, славян (ильменских), мери, веси и кривичей. Закрепив за собою Смоленск и Любеч, Олег прибыл в Киев, где княжили А. И Д. Здесь, рассказывает предание, Олег велел скрыть лодки, на которых приплыл, а в них спрятал дружину свою и послал сказать А. И Д., что земляки их — купцы, идущие в Грецию, хотят повидаться с ними. А. И Д. Пришли, но тотчас же были окружены скрытыми ратниками Олега, который будто бы сказал им.
"Вы не князья, ни роду княжеского" и, указывая на младенца Игоря, прибавил. "вот сын Рюриков". А. И Д. Были убиты и погребены на горе на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчанном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой. Относительно эпизода об А. И Д. Некоторые писатели русской истории высказывают сомнения, как, напр., Байер, Татищев и др. Д. Иловайский в своих "Разысканиях о начале Руси" (Москва, 1882 г.) полагает, что А. И Д. — продукт народной фантазии. Основывается Д. Иловайский на том обстоятельстве, что византийцы, описывая поход Руси, нигде не упоминают о предводителях его. Они рассказывают об обращении этих руссов, об их посольстве в Рим и Константинополь по вопросу о вере, о чуде с Евангелием, причем говорят постоянно об одном князе, а не о двух.
Наши летописцы, говорит Д. Иловайский, рассказ о нападении на Константинополь в 866 г. Целиком взяли из византийских хронографов, но присоединили к нему имена А. И Д. Очень может быть, что названия каких-либо киевских урочищ вроде "Аскольдова могила" и "Дирова могила" могли послужить основанием к сказанию об этих двух витязях, подобно тому, как название Киев, Хоревщина и Щековина послужили основою для легенды о трех братьях, когда-то княживших у полян. То обстоятельство, что на могиле А. Поставлена церковь, а Дирова могила, как свидетельствует летописец, находилась за церковью св. Ирины, указывает, что А. И Д. Были христиане. Шлёцер ("Oskold und Dir" и "Нестор", в переводе Языкова, т. II, 15) опровергает мнение предшествовавших ему писателей.
Морошкин считал А. И Д. Хазарскими воеводами..
Дополнительный поиск Аскольд и Дир
На нашем сайте Вы найдете значение "Аскольд и Дир" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аскольд и Дир, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 13 символа