Василид гностик

66

— гностик, родом сириец, переселился из Антиохии в Александрию (в 125—130 гг.), а под конец жизни посетил Персию. Источниками своей системы он признавал, с одной стороны, тайное учение апостола Петра, будто бы дошедшее до него через посредство некоего Главкия, а с другой стороны — "мудрость варваров". Во время своего пребывания в Александрии он познакомился с греческою философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Найденное в 1842 г. (и в первый раз изданное в 1851 Г.) сочинение. Κατά πασων αίρέσεων έλεγχος (прежде известные из него отрывки, под названием φιλοσοφούμενα, приписывались Оригену, теперь же это сочинение большинством ученых приписывается св. Ипполиту, хотя на этот счет и могут еще быть сомнения) излагает систему В.

Совершенно в другом виде, чем она была известна до того, главным образом, по изложению Иринея (из которого черпали последующие ересеологи). Происходит ли это различие от того, что Ириней излагает более раннюю (антиохийскую), а Ипполит более позднюю (александрийскую) систему В., или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы, — решить с достоверностью невозможно, так как собственные сочинения В. (из коих главное — 24 книги объяснения на Евангелие) до нас не дошли. Во всяком случае, в изложении Ипполита учение В. Представляется и более оригинальным, и более осмысленным.Абсолютное начало определяется у В. Только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно.

Впрочем, и все действительно существующее не может быть выражено словом, не может быть названо. Ибо всякое слово (не исключая и имен собственных) указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, — всякое именование есть только условный намек на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, все подлинно существующее неизреченно, то абсолютное начало есть неизреченное по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, ото всего отрешено. Но не будучи актуально ничем, оно есть все потенциально, т. Е. Имеет в себе возможность всякого бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, В.

Называет панспермией, потому что в ней содержатся невидимым образом все бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное проявление всего этого потенциального многообразия обусловлено тройною, или трехчастною, филиацией (υίότης τριμερής) или различением трех главных видов бытия. "тонкого" (το λεπτομερές), т. Е. Идеального. "грубого" (τόπαχυμερές), т. Е. Материального, и "требующего очищения" (τόο άποκαθάρσεως δεόμενον), т. Е. Духовного. "Тонкое" идеальное бытие "поднимается кверху" и соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а "грубое" материальное "оседает книзу" и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, "нуждающейся в очищении".

Первый владыка и глава мира — "Архонт", и второй — "Димиург", которым повинуются 365 астральных ангелов, управляющих таким же числом звездных сфер — ничего не знали об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к себе силу Духа Святого, соединяющего низший мир с высшим. Как сосуд, наполненный прежде ароматами, и пустой сохраняет в себе благоухание, так материальный мир, в начале (в "панспермии") соединенный с идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и по отделении от нее. Это благоухание Духа Святого, бессознательно присущее материальному миру, становится сознательным во Христе, который возвещает миру "Евангелие", т. Е. Открывает низшему миру истину абсолютного и идеального бытия.

Услышав эту благую весть, владыка видимого мира (Архонт), считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а затем вразумляется и понимает свое подчиненное значение, как сказано. "Начало премудрости — страх Господень". Просвещенные Евангелием, духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделив из себя скрытый в нем духовный элемент, составлявший причину его томления и беспокойного движения ("вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы Сынов Божьих"), приходит в состояние полного равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность (αγνοια), где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и своим назначением — тогда как во время мирового процесса, когда духовный элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в мучении, подобно птицам, погруженным в воду, или рыбам, поднятым на воздух.

Василидово учение было весьма распространено в свое время, о чем свидетельствует обилие различных амулетов с надписью αβραξας — условное обозначение для совокупности астрального мира по Василиду (этот мир состоит из 365 сфер, а сумма букв слова αβραξας, в их цифровом значении, равняется 365).Ср. Gerhard Uhthorn, "Das Basilidianische System" (Геттинген, 1855). Владимир Соловьев..

Значения в других словарях
Василид (стоический философ)

Из Скифополя (в Палестине), учитель императоров Луция Вера и Марка Аврелия.. ..

Василид (эпикуреец)

Предстоятель школы после Дионисия Гераклейского (около 200 г. До Рождества Христова).. ..

Василид стоический философ

— стоический философ из Скифополя (в Палестине), учитель императоров Луция Вера и Марка Аврелия.. ..

Василид эпикуреец

— эпикуреец, предстоятель школы после Дионисия Гераклейского (около 200 г. До Рождества Христова).. ..

Дополнительный поиск Василид гностик Василид гностик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Василид гностик" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Василид гностик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 15 символа