Вено Константиново

82

(Donatio Constantini). — Под этим названием в дополнительных статьях к печатной Кормчей книге (см. Это сл.) помещен подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестру. Акт этот составлен был, по всей вероятности, во второй половине VIII стол. И имел своей задачей дать светской власти папы законную основу и проложить ей путь к распространению на всю Италию. Впоследствии он вошел в состав Лжеисидоровского сборника (см. Это слово), а с половины XI стол. Служил одним из главных столпов папского всемогущества, но в половине XV в. Лоренцом Валлой (см. Это имя) доказана была его подложность. Когда подложность эта уже не могла быть опровергаема, католические авторы, следуя примеру кардинала Барония, еще в XVIII столетии стремились по возможности спасти содержание акта.

Лишь в XIX столетии в Риме совершенно отказались от него. В нем значится, будто бы Константин Великий, при крещении его папою Сильвестром и вместе с тем при исцелении от слепоты, которою он был поражен перед этим, подарил папе знаки императорского достоинства, латеранский дворец, город Рим, Италию и все западные страны, свою же резиденцию перенес в восточные страны на том основании, что главе империи не подобает жительствовать там, где пребывает глава религии. Наконец, римскому папе предоставил главенство как над четырьмя кафедрами — александрийской, антиохийской, иерусалимской и константинопольской, — так и над всеми церквами Божьими во всей вселенной. В восточной церкви также не сомневались в подлинности акта, и он приводился греческими канонистами (Вальсамон, Властарь, Гарменопул), но здесь он потерпел некоторые изменения.

Дело в том, что вселенские соборы (константинопольский 381 и халкидонский 451 г.) в отношении преимуществ чести уравнили константинопольского патриарха с римским епископом, а с VIII — IX стол. Окончательно считалось выясненным преемство константинопольской кафедры от апостола Андрея. Ввиду всего этого, дарственный акт Константина истолкован был Вальсамоном в том смысле, что прерогативы, дарованные Константином римскому папе, принадлежат и константинопольскому патриарху и вообще всем патриархам, имеющим апостольское преемство. В таком измененном виде В. К. Перешло в русскую церковь. Впоследствии, когда Москва стала считаться третьим Римом, а московские цари в Степенной книге производились по прямой линии от цесаря Августа, В.

К. Стали толковать в интересах русского духовенства, в ограждение имущественных и судных прав его. Уже собор 1503 г. Выставил В. К. В числе аргументов в пользу монастырского землевладения. Еще большую роль оно сыграло на соборе 1551 г. В извлечении из деяний этого собора, известном под именем "Стоглав" (см. Это сл.), 16 глав (53 — 68) посвящены аргументами в пользу неприкосновенности церковного суда и церковных имуществ, и из них 60-я глава, представляющая собою отрывок из В. К., занимает едва ли не первое место как по мнимой древности своего происхождения, так и по широте прав, предоставляемых ею церкви. В 1580 г. Архиереям и монастырям запрещено было вновь приобретать недвижимые имущества. Но и после этого 60-я глава Стоглава сохранила свое значение, так как ею ограждалась неприкосновенность тех имуществ, которые издавна принадлежали церкви.

Ввиду этого отрывки из В. К. Помещались в требниках патриархов — Филарета, Иосифа и др. Еще большее значение оно получило при патриархе Никоне, который вступил на патриарший престол "с тем условием, что гражданская власть не будет мешаться в дела церкви". В видах защиты таких своих притязаний, Никон поместил В. К. В числе дополнительных статей к печатной Кормчей книге, приготовленной к выпуску еще при патриархе Иосифе. Здесь В. К. Излагается в самой обширной редакции, сравнительно с редакциями византийских канонистов, именно с надписанием, исповеданием веры от лица Константина, рассказом о поражении его проказою, о сонном видении, о крещении, исцелении, и с самым дарственным актом. На В. К. Ссылается царь Алексей Михайлович в указе 1669 г.

Об иконном писании. Оно по-прежнему печатается в Кормчей книге. Митрополит Платон в своей "Церковной истории" 1805 г. Признал этот акт подложным, но и после того он не был исключен из Кормчей книги. В. Константиново послужило еще основою для повести о белом клобуке новгородского архиепископа (см.), которому особое значение придают раскольники, укоряющие патриарха Никона в том, что он "отверже белый святый клобук и черный положи на себе".Текст Константинова дара издали H. Brunner и К. Zeumer. "Die Konstantinische Schenkungsurkunde" (в "Festgaben für R. V. Gneist", Берлин, 1888). Ср. J. Friedrich, "Die Constantinische Schenkung" (Нердлинген, 1889). W. Martens, "Die Falsche General-Konzession Konstantins d. Grossen. So genannte Konstantinische Schenkung" (Мюнх., 1889).

E. Loening, "Die Entstehung der Konstantinischen Schenkuugs-Urkunde" ("Sybel's Historische Zeitschrift", т. 65, Мюнхен, 1890). Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae graecae" (Берл., 1827). Статью Н. Петрова в "Трудах Киевской духовной академии" 1865 г. № 12. См. Еще Дар Константина.А. Я..

Значения в других словарях
Венный шов

(Sutura venarum) — операция, при которой, в случае ранения вен, помощью тонких круглых игл сшиваются шелком края раненой вены так, что поверхности внутренней оболочки венозной стенки соприкасаются друг с другом. Применяется венный шов при чистых ранах больших венозных стволов, если размеры раны не превышают полуокружности сосуда. Этой операцией удается часто остановить серьезные венозные кровотечения.Г. Г.. ..

Вено

(веино, завеино, смеино, чешск. Veno, польск. Wiano, малорусск. Вино) — в древности означало плату, то, что заплачено. Основное значение этого слова, утерянное уже в старину, была плата за венок, как символ девственности. Затем употреблялось в двояком значении. 1) в значении выкупа, который платился за невесту (см. Выкуп). В этом значении В. Дважды встречается в летописи. Под 988 г., когда Владимир, вступая в брак с греческою царевной, "вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля" и под 1043 г...

Веновая запись

см. Вено.. ..

Веноза (г.)

(в древности Venusia, в Средние века Venusium) — город в итальянской провинции Потенце, в округе Мельфи. Местопребывание епископа, имеет 7933 жителей (1881), построенный в XV стол. Замок и старинные, в 1853 г. Открытые еврейские катакомбы с еврейскими, греческими и латинскими надписями. В 291 г. До Р. X. Рим поселил в Венузии 20000 колонистов, даровав им латинское право. Во время второй Пунической войны эта прилегающая к Via Appia крепость была для римлян надежным опорным пунктом. В 208 г. До Р...

Дополнительный поиск Вено Константиново Вено Константиново

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вено Константиново" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вено Константиново, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа