Вигилянций
Пресвитер, в конце IV и в начале V вв. Ратовавший против почитания мощей и святых, безбрачия духовенства, монашества и вообще против тогдашних аскетических воззрений. О жизни и мнениях его сохранились лишь скудные сведения. Он родился в Аквитании. Получив сан пресвитера в Барселоне, В. Предпринял путешествие на Восток и явился в Вифлеем, к блаженному Иерониму, с которым, по-видимому, скоро не поладил. Главный разлад между ними произошел из-за Оригена, сочинения которого Иероним прежде высоко чтил. Хотя он и перешел на сторону св. Епифания Кипрского, отрицательно относившегося к Оригену, но, вероятно, не вполне освободился из-под влияния последнего. По крайней мере В. Сделал ему упрек в этом роде. Это раздражило блаженного Иеронима, который скоро нашел случай в свою очередь обвинить Вигилянция в ереси.
Пресвитер Ринарий жаловался в своем письме к Иерониму, что В. Восстает против почитания мощей и православных за это называет поклонниками праха (cinerarii). Иероним поспешил ответом, в котором выразил удивление, что епархиальный епископ жезлом железным не сокрушил этот негодный сосуд (Вигилянция). В 406 г. Ринарий переслал Иерониму сочинение В. И при этом известил Иеронима, что многие разделяют мнения еретика и даже сам епископ им сочувствует. В одну ночь Иероним написал опровержение против В. Это сочинение служит единственным источником для ознакомления с мыслями В. К сожалению, оно переполнено резкими выражениями и насмешками и заключает в себе весьма мало фактических данных. Западная церковь приняла суждения Иеронима о В.
Как о еретике. Но протестанты причисляют В., как и многих других еретиков, осужденных церковью, к "свидетелям истины" (testes veritatis). Почитание мощей В. Называл обожанием (adoratio) и считал возвращением к язычеству. Он говорил против молитвенного призывания святых, против ночного богослужения перед празднованием памяти мучеников. Указывал на беспорядки, которые действительно бывали иногда при всенощном богослужении. Чудеса, по мнению В., имели место только при первоначальном распространении христианства и могли быть полезны только для убеждения неверующего, а для уверовавших они не имеют значения. Возражая против обета нестяжательности, В. Утверждал, что лучше владеть имуществом и с благоразумием употреблять его на дела благотворительности, чем сразу раздавать его.
Во время своего пребывания на Востоке он оказывал вспомоществование палестинским подвижникам, но потом выражал сомнение хорошо ли пожертвованиями с Запада поддерживать аскетический образ жизни на Востоке, и не лучше ли помогать местным бедным. Ср. Wolch, "Ketzergeschichte" (III, 673—704). Tilmann, "Mémoires" (VII, 191—196, 266 и сл.). Sindner, "De Soviniano et Vigilantio etc." (1840). Gilly, "Vigilantius and his times" (1844). С католической точки зрения о нем писал Шмидт, "Vigilantius, sein Verhältniss z. Heiligen Jeronymus und z. Kirchenlehre der damaligen Zeit" (1860).П. В..
Дополнительный поиск Вигилянций
На нашем сайте Вы найдете значение "Вигилянций" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вигилянций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 10 символа